Проектирование линий передачи, страница 18

В первом случае если все элементы системы являются равнонадежными, а средняя длительность их проверки различна, то с целью минимизации среднего времени поиска неисправности целесообразно начинать проверку с элементов, требующих меньшего времени проверки их работоспособности. Если же длитель­ности проверки каждого из элементов системы одинаковы, а вероятности их от­казов различны, то с целью минимизации среднего времени поиска неисправнос­ти проверку следует начинать с элементов, имеющих наибольшую вероятность отказов. Метод поэлементных проверок применим для систем любой структуры, но требует большого числа проверок, что определяет достаточно большую дли­тельность поиска неисправностей.

Во втором случае, т. е. при использовании метода последовательных группо­вых проверок, аппаратура разбивается на отдельные группы элементов, затем путем измерений выявляется группа, в которой имеется неисправный элемент. После этого данная группа элементов разбивается на подгруппы и выявляется подгруппа, в которой находится неисправный элемент, и так далее до тех пор, пока не будет определен неисправный элемент. При этом в зависимости от кон­кретной ситуации возможны три варианта разбиения контролируемой системы на группы элементов; по критерию половинного разбиения по числу элементов в группе, половинного разбиения по равной вероятности отказа каждой из групп, половинного разбиения по принципу равенства среднего времени проверок каж­дой группы.

В случае диагностирования сложной аппаратуры с разветвленной структурой построения чаще используется комбинационный метод поиска неисправностей, при котором анализ состояния системы и принятие решения производятся после контроля полной группы параметров, обеспечивающих однозначное выявление неисправного участка системы. Наибольшая эффективность диагностирования может быть получена при комбинированном использовании нескольких методов: например, комбинационный метод используется для определения отказавшего участка системы передачи, метод групповых проверок — для выявления неисправ­ного узла, а метод поэлементных проверок — для отыскания отказавшего элемен­та в данном узле.

Современные СП, как правило, оборудуются мощными программно-аппарат­ными средствами диагностического контроля, часто встроенными в оборудование системы, что позволяет оперативно и в автоматическом режиме определить отка­завший элемент.

Прогнозирующий контроль используется для уменьшения числа возникающих отказов. Знание закономерностей изменения контролируемых параметров систе­мы дает возможность определить вероятный момент появления отказа и принять меры по его предупреждению (замена элементов, проведение регулировочных и подстроечных работ и т. д.). К настоящему времени разработаны различные мето­ды прогноза и способы их осуществления. Для прогнозирования, технического состояния СП в основном применяются статистические методы, относящиеся к методам многофакторного анализа и моделирования. Эти методы могут быть раз­делены на две большие группы: аналитические методы, использующие детерми­нированный подход к решению задач прогнозирования, и стохастические мето­ды, учитывающие случайный характер изменения контролируемых параметров под воздействием различных факторов. Для количественной оценки качества прогнозирования используются такие показатели, как точность, достоверность, эффективность и стоимость прогноза.

Дистанционный контроль оборудования линейного тракта СП осуществляется с помощью системы телеуправления (ТУ) и телеконтроля (ТК), которая обеспе­чивает:

дистанционный контроль в каждом НУП или НРП за состоянием усилитель­ных или регенерационных устройств, устройств ДП, а также контейнеров и цис­терн, в которых устанавливается оборудование необслуживаемых станций;

дистанционное управление переключением рабочих трактов на резерв, ком­мутацию каналов контроля, подключение контрольных генераторов и др.;

передачу сигналов ТУ (команд) на НУП или НРП и ТК (извещений) на ОУП или ОРП с последующей их обработкой.

К системе ТУ-ТК предъявляются следующие основные требования:

высокая надежность работы при изменении условий эксплуатации в задан­ных пределах (повышение уровня помех или коэффициента ошибок, изменение температуры, колебания питающих напряжений);

достаточное быстродействие;

отсутствие влияния на информационные сигналы, передаваемые по каналам и трактам СП;

наличие ответной сигнализации (квитирующего сигнала) при выполнении команд (сигналов ТУ);

малая вероятность пропадания сигналов извещения (сигналов ТК) о состоя­нии НУП или НРП;

малое потребление электроэнергии от устройств ДП и др.

По принципу построения и модуляции сигналов различают системы ТУ-ТК:

частотные, в которых используется принцип ЧРК;

частотно-кодовые, в которых сигналы управления и контроля передаются с помощью комбинаций токов различных частот; импульсно-временные, реализующие распределительный метод выбора объ­ектов контроля;

импульсно-кодовые, в которых применяется принцип ВРК-ИКМ;

системы, работающие по комбинациям сигнальных жил, и др.

В состав систем ТУ-ТК входят разнообразные датчики, генераторы, фильтры, распределители, исполнительные устройства, индикаторы и другие устройства, а для передачи сигналов ТУ-ТК могут использоваться специально выделенные цепи, фантомные цепи или рабочие пары кабеля (передача информационных сиг­налов и сигналов системы ТУ-ТК осуществляется по одним и тем же цепям с ис­пользованием принципов ЧРК или ВРК).

Автоматизация процессов контроля, в том числе и дистанционного, обеспе­чивает снижение интенсивности отказов системы, уменьшение среднего времени восстановления работоспособности системы и улучшение качества передачи сиг­налов по каналам и трактам, а в результате - повышение технико-экономических показателей СП в целом.