Проектирование линий передачи, страница 16

Высоких показателей технической эксплуатации на современном этапе можно добиться за счет автоматизации технического обслуживания СП. На протяжении ряда лет проводятся работы по созданию автоматизированной системы технической эксплуатации (АСТЭ) в состав которой входят автоматизированная система оперативно-технического обслуживания (АСОТО) и автоматизированная.

 Автоматизированная система технической эксплуатации представляет собой совокупность методов, алгоритмов, комплекса технических средств, эксплуатационного персонала, необходимых для обслуживания и управления трактами, каналами передачи и обслуживания сооружений и аппаратуры первичной сети. Основные тенденции развития АСТЭ базируются на разумной централизации и кодов и вычислительной техники. Главными задачами АСТЭ является:

обеспечение эффективного функционирования первичной сети при заданном качестве и эксплуатационной надежности трактов и каналов передачи путем автоматизации технологических процессов обслуживания и управления перестройкой сети;

повышение надежности и живучести первичной сети за счет автоматизации процессов оперативно-технического управления;

обеспечение развития первичной сети и реконструкции узлов, станций и линий передачи для удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения при снижении трудозатрат на техническое обслуживание и управление;

совершенствование технической эксплуатации, улучшение характеристик аппаратуры, оборудования, трактов и каналов передачи, повышение экономических показателей за счет перевода сетевых узлов в необслуживаемый или ограниченно обслуживаемый режим работы и т.п.

При построении АСТЭ особое внимание уделяется автоматизации процессов технического обслуживания, особенно процессов контроля и измерения параметров каналов и трактов передачи. Автоматизация процессов контроля и настройки элементов СП при необходимом быстродействии устройств и высокой точности измерений позволит исключить субъективные ошибки и повысить достоверность контроля. При этом появляется возможность полностью решить задачи съема, преобразования и обработки данных о состоянии контролируемых объектов, а также сформировать решение - оценить состояние объектов и выработать рекомендации по регулировке (настройке) параметров объекта или по организации обходных путей, переключению на резервное оборудование и т. п.

Автоматизация процессов технического обслуживания в целом позволяет ре­шить следующие задачи:

повысить скорость выполнения операций по техническому обслуживанию и тем самым сократить время простоя каналов и трактов, что способствует по­вышению коэффициента готовности системы;

сократить численность технического персонала за счет повышения произво­дительности труда;

исключить влияние субъективных факторов технического персонала на ре­зультаты работы и повысить его ответственность вследствие автоматизации доку­ментирования состояния каналов и трактов передачи;

создать оперативное централизованное управление процессами технического обслуживания при широком использовании ЭВМ и др.

Из этих задач одной из наиболее сложных является определение оптималь­ной степени автоматизации. С одной стороны, высокая степень автоматизации процессов технического обслуживания позволяет решить отмеченные выше зада­чи, а с другой стороны, стремление к более полной степени автоматизации по­требует применения более сложных, громоздких и дорогостоящих средств, что может осложнить проблемы обеспечения требуемой надежности и высокой досто­верности функционирования этих средств. Решение данных вопросов должно вы­полняться с использованием критериев технико-экономической эффективности.

Система технической эксплуатации строится по территориально-иерархичес­кому принципу и соответствует административному Делению'и подчинению, при­нятому на ВСС России. Техническая эксплуатация оборудования систем и линий передачи первичной сети осуществляется через систему взаимоувязанных центров управления, территориальных узлов управления и коммутации, сетевых узлов и сетевых станций различного типа и назначения. Например, на магистральной первичной сети техническая эксплуатация осуществляется через главный центр управления междугородными связями и телевидением (ГЦУМС) Министерства связи РФ и подчиненный ему Государственный концерн "Ростелеком" с его фи­лиалами в виде территориальных центров управления междугородными связями и телевидением (ТЦУМС). На следующем, более низком уровне иерархии создают­ся ТУСМ, ТСУ, СУС и т. д. Более подробную информацию об организации тех­нической эксплуатации можно получить в [6].

14.4. КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМ ПЕРЕДАЧИ

Контроль технического состояния рассматривается как процесс получения и анализа соответствующей информации и принятия на ее основе решения о при­годности СП (или ее элементов) к дальнейшей эксплуатации, о необходимости ее технического обслуживания или ремонта. Таким образом, главной задачей кон­троля является установление объективной оценки технического состояния кана­лов и трактов СП.

Для оценки технического состояния объектов контроля определяются их ка­чественные и количественные характеристики, которые называются контролируе­мыми параметрами.

Классификация видов контроля весьма разнообразна. Например, в зависи­мости от решаемой задачи различают контроль:

функционирования., при котором осуществляется качественная оценка выпол­нения объектом контроля своих основных функций;

работоспособности, при котором дается количественная оценка параметров объекта, определяющих качество его работы;

диагностический, в процессе которого устанавливается причина и место воз­никающей неисправности;

прогнозирующий, в процессе которого осуществляется предсказание техничес­кого состояния объекта в будущем;

профилактический, в процессе которого определяются и заменяются элемен­ты, параметры которых достигли предельно допустимых значений;