Рабочая программа дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта», страница 4

I.9. Координационные способности, особенности их формирования и оценки

Координационные способности, их обусловленность. Современные представления о комплексном составе координационных способностей. Соотношение понятий: координационные способности и ловкость.

Основные разновидности координационных способностей, средства и методические подходы к их формированию.

I.10. Факторы физической культуры в аспекте их оздоровительной ценности

Профилактика нарушений осанки средствами физической культуры.

Типы дыхания, совершенствование дыхательных возможностей; особенности дыхания при выполнении физических упражнений разного характера.

Особенности упражнений, стимулирующих рост мышечной массы; типичные черты методики. Виды и режимы использования упражнений для устранения избыточной массы тела.

Профилактика нарушений зрения (общие гигиенические мероприятия, глазодвигательная гимнастика, упражнения для улучшения кровообращения в зрительном анализаторе).

I.11. Планирование и контроль в процессе физического воспитания

Общая характеристика управления: его сущность и основные функции.

Характеристика планирования физического воспитания, как одной из функций управления. Формы и способы перспективного, текущего (этапного) и оперативного планирования.

Характеристика контроля в физическом воспитании как одной из функций управления. Основные стороны системы контроля: контроль за занимающимися, преподавателями, в целом за учебным (тренировочным) процессом. Критерии оценки эффективности физкультурой и спортом.

Особенности предварительного, текущего и итогового контроля.

I.12.  Направленное формирование личности в процессе формирования её физической культуры и взаимосвязь различных сторон процесса . Методические основы формирования  физической культуры личности. Формирование профессионализма специалистов по физическому воспитанию.

Общая направленность и комплексность воспитательных воздействий. Ведущая роль педагога и активность воспитываемого. Формирование профессионализма у специалистов в области физической культуры и спорта. Общие направления воспитания в процессе физического воспитания и в сфере спорта: нравственное, трудовое, волевое, интеллектуальное.

I.13. Возрастные особенности физического воспитания. Особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Особенности физического воспитания детей школьного возраста. Особенности физического воспитания студенческой молодежи. Физическая культура в повседневной жизни взрослого населения.

Возрастные особенности физического воспитания. Особенности физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Особенности физического воспитания детей школьного возраста. Особенности физического воспитания студенческой молодежи. Физическая культура в повседневной жизни взрослого населения.

Раздел II. Теория и методика спортивной подготовки

II.1. Общая характеристика спорта: основные понятия; социальная сущность. Генезис спорта и его социальные функции

Определение основных понятий: «спорт», «спортивное движение», «подготовка спортсмена», «подготовленность спортсмена», «спортивная тренировка», «тренированность», «система спортивных соревнований».

Социальная сущность спорта. Социальные функции современного спорта.

II.2. Классификация видов спорта по характеру спортивной деятельности и по социальной направленности

Общая классификация видов спорта (связанные: с проявлением высокой двигательной активности, с управлением техническими средствами, с конструированием и изготовлением моделей, с лимитированием условий поражения цели, с абстрактно-логическим обыгрыванием).

Классификация видов спорта, связанных с проявлением высокой двигательной активности по специфическим требованиям соревновательных упражнений.

Классификация видов спорта по социальной направленности (ординарный спорт и спорт высших достижений).

II.3. Система соревнований 

Классификация соревнований: по специфическим признакам соревнований (собственно-спортивные и субспортивные соревнования); по целевому назначению соревнований (подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные, главные); по форме организации (закрытые, открытые, товарищеские); по условиям зачета; в зависимости от масштаба и от возраста.

II.4. Нормативно-правовая регуляция спортивной деятельности

Характеристика и содержание документов: «Единая спортивная классификация»», «Календарь спортивных соревнований», «Положение о проведении соревнований», «Правила соревнований».

II.5. Теория и методика подготовки спортсменов. Общая характеристика системы подготовки спортсменов. Методика совершенствования различных сторон подготовленности спортсменов. Структура подготовки спортсменов

Характеристика физической, технической, тактической, психологической и теоретической сторон подготовки. Физическая подготовка: методика развития кондиционных физических качеств. Техническая подготовка: виды техники, роль техники в различных видах спорта. Тактическая подготовка, ее связь с технической подготовкой; основные аспекты овладения тактикой. Психологическая подготовка, ее роль в достижении спортивных результатов; характеристика мотивации и волевой подготовки в спорте.

II.6. Средства и методы спортивной тренировки

Характеристика соревновательных, специально – подготовительных и общеподготовительных средств. Роль гигиенических факторов и естественных сил природы в повышении эффективности спортивной тренировки.

Характеристика строго регламентированных и частично регламентированных методов. Параметры регламентирования при овладении техникой и развитии кондиционных физических качеств. Идеомоторные и аутогенные методы, их значение в спортивной тренировке.