Рабочая программа дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта», страница 3

I.2. Теория и методика физической культуры и спорта как наука и учебная дисциплина и исторические аспекты её становления

Теория физической культуры и спорта физического воспитания как научная дисциплина и учебный предмет. Связь теории физической культуры и спорта физического воспитания с другими научными дисциплинами. Основные этапы и источники развития ТФВ. Интегративная роль теории и методики физической культуры и спорта физического воспитания в системе профилирующих дисциплин. Основные компоненты физической культуры и спорта физического воспитания как педагогического процесса.

I.3. Системность компонентов, составляющих область физической культуры и спорта. Цель и задачи функционирования физической культуры в обществе. Формы построения занятий физическими упражнениями. Оценка эффективности физкультурно-спортивных занятий

Исторические аспекты становления теории и методики физического воспитания и спорта. Целевая ориентация ФК в современных условиях жизни. Социальные функции физического воспитания.

Сущность оздоровительной, образовательной и воспитательной задач.

I.4. Общая характеристика физической культуры

Основные определяющие черты системы физической культуры. Основные документы, определяющие идейную основу физической культуры физического воспитания в России: «Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Закон об образовании». Программно-нормативные основы физической культуры физического воспитания: спортивная классификация; программы по физическому воспитанию в образовательных учреждениях. Научно-методические основы. Характерные черты современных организационных форм системы физической культуры.

Общая характеристика дидактических основ физического воспитания и спорта.

I.5. Дидактические принципы, регламентирующие процесс формирования физической культуры личности

Принципы, их роль в регламентации физического воспитания. Общие педагогические принципы и требования к их реализации в физическом воспитании (сознательности и активности; наглядности; систематичности; постепенности и последовательности; доступности и индивидуальности). Современные общепедагогические принципы (природосообразности и культуросообразности), их роль и место в физическом воспитании.

Специфические принципы физического воспитания, их характеристика. Принципы непрерывности процессов физического воспитания; постепенного наращивания развивающе – тренирующих воздействий; циклического построения системы занятий, возрастной адаптивности направлений физического воспитания.

I.6. Средства и методы формирования физической культуры личности человека

Общепедагогические средства, их значение для физического воспитания.

Физическое упражнение – основное специфическое средство физического воспитания.

Техника физических упражнений. Виды техники. Части и фазы техники. Кинематические характеристики физических упражнений (пространственные, временные, пространственно – временные). Динамические характеристики (внутренние и внешние силы). Понятие ритма. Классификация физических упражнений.

Нагрузка и отдых как взаимосвязанные компоненты, определяющие эффективность физического упражнения. Типы интервалов отдыха.

Гигиенические факторы и естественные силы природы, их роль в повышении эффективности физического воспитания.

Понятие о методах, их классификация по различным признакам. Особенности использования в физическом воспитании групп методов: стимулирования и мотивации; организации и осуществления педагогического процесса; контроля и самоконтроля. Методы наглядного восприятия и вербальные методы.

Специфические методы обучения и развития в физическом воспитании. Строго регламентированные и частично регламентированные методы, их характеристика. Особенности регламентации при обучении двигательным действиям и развитии физических качеств.

Идеомоторный и аутогенный методы, их место в физическом воспитании.

I.7. Методика обучения двигательным действиям

Двигательные умения, навыки, двигательные умения высшего порядка как результат обучения; закономерности их формирования. Этапы обучения двигательным действиям: начального разучивания, углубленного разучивания, совершенствования. Задачи, средства и методы, применяемые на различных этапах.

Современные представления об обучении двигательным действиям. Теория поэтапного овладения действиями (П.Я. Гальперин) и обучение двигательным действиям (на основе формирования ориентировочной основы действий (ООД) и основных опорных точек (ООТ). Метод предписаний алгоритмического типа, его сущность и применение при обучении действиям. Содержание обучающих программ.

I.8. Методика воспитания физических способностей. Методика воспитания гибкости, формирования осанки и телосложения

Общая характеристика кондиционных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость). Взаимосвязь между физическими качествами.

Силовые способности, их характеристика. Основные условия, средства и методы развития собственно силы и скоростной силы.

Быстрота, основные формы ее проявления. Особенности средств и методов развития различных форм проявления быстроты. Развитие быстроты при выполнении локомоторных действий.

Выносливость, ее характеристики. Различные подходы к классификации выносливости. Особенности средств и методов развития выносливости. Аэробные и анаэробные механизмы обеспечения выносливости. Сочетание различных видов воспитания выносливости; система занятий.

Гибкость, ее характеристики. Пассивная и активная гибкость, особенности средств и методов развития.

Возрастные особенности развития кондиционных физических качеств.

Тестовые методики для оценки уровня развития кондиционных физических качеств.