Методика «Дом – Дерево – Человек». Качественный анализ и интерпретация рисунка

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Такие изображения объясняются нежеланием испытуемого встать «прямо лицом к лицу» с окружающим миром, его стремлением замкнуться, скрыть свое истинное «Я» и вступать в контакт только на его условиях.

2. Позиция анфас (в рисунке «Дерево» – дерево считается нарисованным анфас, если его одномерные или двумерные ветви расположены по краям ствола и не скрывает его). Если все три рисунка нарисованы в абсолютный анфас, можно сделать вывод, что испытуемому в сущности свойственны ригидность и бескомпромиссность и, кроме того, существует предположение, что подразумеваемая готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью.

3. Рисунок дома или человека в профиль, обращенные в сторону, противоположную ожидаемой его ведущей руки (например, леворукие испытуемые обычно рисуют дом, у которого видны правый торец и основная стена, и человека, обращенного к наблюдателю правой стороной, а праворукие – наоборот).

По позиции рисунка можно получить информацию, касающуюся фактора времени: например, рисунок «Дерево»:

Если ствол дерева возле основания искривлен влево, а повыше, как бы для равновесия – вправо, то такое изображение можно проинтерпретировать как отражение склонности испытуемого к регрессии (в раннем возрасте) и к сверхкомпенсаторной фиксации на будущем (в более позднем возрасте). Но более уточненные данные о временной дифференциации можно выявить на основании последовательности и количества деталей в рисунке.

В рисунке «Дерево» (а, возможно, и в рисунке «Дом») использование пространства слева от центра страницы может интерпретироваться как признак доминирования эмоциональной сферы, а справа – как выражение преобладания интеллектуальной сферы. Т.е. предполагается, что рассмотрение сферы будущего обязательно должно учитывать интеллектуальную доминанту, а тенденция преобладания в психологическом поле элементов прошлого должна быть связана с эмоциональной сферой (хотя строгой дихотомии нет). Предполагается, что о преобладании интеллектуальной или эмоциональной сферы можно судить отчасти по тому, как испытуемый использовал правую и левую от центра стороны на рисунке «Дерево».

в) Положение фрагмента относительно рисунка в целом

Основные случаи отклонения от нормы, которые касаются данного пункта, это:

Нежелание испытуемого рисовать фрагменты в их обычной позиционной взаимосвязи с рисунком в целом (например, в рисунке «Дом» - две большие ступени, ведущие к глухой стене нарисованного дома – как признак недоступности испытуемого; в рисунке «Дерево» – дерево, у которого только одна из нескольких ветвей соединяется со стволом – такое изображение может указывать на развивающееся органическое ухудшение).

Прозрачность деталей (например, в рисунке «Дом»– фрагменты мебели, видные сквозь стену; в рисунке «Человек» –  руку можно увидеть сквозь рукав и т.п.). Патологическое значение прозрачности можно оценить: а) по количеству случаев прозрачности; б) по размеру прозрачной детали. Прозрачность деталей представляет собой проявление неких символов, свидетельствующих о дезорганизации личности под влиянием эмоциональных и/или органических факторов (при условии, что испытуемый не является умственно отсталым).

В этом же пункте рассматривается такая неуместная деталь, как линия земли: а) если линия земли поднимается вверх слева направо, – это символизирует предчувствие неизбежных трудностей в будущем; б) если линия земли опускается вниз слева направо, - вероятно, испытуемый чувствует, что его будущее сомнительно и, возможно, таит какую-то опасность (глубина чувства, по-видимому, определяется степенью крутизны наклона или подъема линии).

Линия земли, проведенная вниз от рисунка Дома, Дерево или Человека в любую сторону, - может означать чувство одиночества и неуверенности испытуемого.

г) Расположение фрагментов относительно друг друга

Здесь рассматриваются изображенные в необычном виде фрагменты одного рисунка, которые должны быть взаимосвязаны, например, в рисунке «Человек» ноги и ступни у человека могут быть нарисованы в таком положении, что создается впечатление, будто человек движется одновременно в двух противоположных направлениях, – это может интерпретироваться как выражение состояния крайней фрустрации с сильным желанием избежать неприятной ситуации.

д) Реалистичность изображения

Психолог должен обратить внимание на: применение способов правдоподобного и реалистичного изображения. Существуют несколько вариантов отклонения от реалистичного способа изображения деталей:

1. Избегание

Испытуемый, например, может так плохо нарисовать фасад дома, что у него невозможно определить ни одно из трех измерений, так что этот лжефасад не воспринимается как реальный образ. Или же он может изобразить фигуру человека в виде палочек, объяснив свое нежелание нарисовать человека как можно лучше тем, что такой рисунок вполне приемлем в мультипликации.

2. «Двойная перспектива»

Одновременно рисуются оба торца и боковая стена дома. Если такой рисунок выполнен испытуемым, имеющим в недавнем прошлом средний или более высокий уровень интеллекта, то это свидетельствует о снижении интеллектуального уровня.

3. «Тройная перспектива»

Например, испытуемый-невротик, сделав попытку нарисовать все четыре стены дома одновременно, по-видимому, выразил 1) желание знать все, что происходит вокруг него; 2) чрезмерный интерес к тому, что о нем думают другие люди. Иначе говоря, он стремится полностью контролировать все внешние аспекты, касающиеся его персоны (если рассматривать дом как автопортрет).

Испытуемые с органическими нарушениями испытывают затруднения, сталкиваясь с необходимостью перенести на бумагу идею трехмерности дома, и используют вместо этого такой способ изображения, который может быть назван воплощением двух замыслов. Они начинают рисовать так, как обычно изображаются дома, но, в конце концов, их рисунок приобретает вид чертежа.

4. Проект или план этажей дома

Если испытуемый начинает рисунок дома с проекта или плана, исследователь должен позволить закончить эту работу без комментариев со своей стороны. Очевидно, что этот тип изображения противоречит норме, и тот факт, что рисунок невозможно адекватно оценить с количественной точки зрения, не имеет большого значения. Такой рисунок почти всегда является показателем серьезного конфликта

Похожие материалы

Информация о работе