Методика «Незаконченные предложения». Описание методики. Интерпретация результатов

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Методика  «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Введение

Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно. Он относится к числу проективных методик, главной особенностью которых является относительно неструктурированная задача, т.е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того, чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны. Предполагается, что тестовый материал должен послужить как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мысли, потребности, установки, страхи и конфликты.

Одной из подобных методик является Тест на завершение предложений, широко применяемый как в исследовательской, так и в клинической практике. Обычно начальные слова или незаконченные предложения допускают почти неограниченное разнообразие возможных завершений. Незаконченные предложения часто формулируются так, чтобы спровоцировать испытуемого на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. [1].

Методика имеет достаточно очевидную для клиента цель, в связи с этим одни психологи (Phares, 1987) считают, что она мало информативна по сравнению с глубоким интервью. В то же время другие (Murstein, 1965) считают ее одной из наиболее валидных проективных техник для диагностических и исследовательских целей.

Впервые техника завершения предложений была использована Г. Эббингаузом (1897) для тестирования интеллекта, позднее Сopple (1956) для диагностики креативности. Два первых психолога, которые использовали этот метод для измерения личности были Payne (1928) и Tendler (1930). Во время Второй мировой войны, техника завершения предложений применялась в  профессиональном отборе в бизнесе, промышленности и военном деле. Стандартизованные техники завершения предложений были созданы Rotter (1946), Rohde (1947), Sacks & Levy (1950), Forer (1950).

В мировой психологической практике существуют тесты незаконченных предложений для клиентов любого возраста, начиная с раннего детства. Ответы обычно даются письменно, но могут быть и устными. Тест может проводиться индивидуально, в этом случае есть возможность наблюдать тревогу и другие эмоциональные и поведенческие реакции испытуемого, а также есть возможность группового проведения.  

Вариант методики, предложенный чешским психологом Владимиром Михалом, предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Автор предлагает проводить исследование устно. При этом ребенок руководствуется инструкцией, а на примерах его готовят, чтобы он отвечал как можно скорее, заявляя первое пришедшее ему в голову. При каждом ответе измеряется время реакции. Таким образом, по мнению автора, можно добиться более валидных результатов, чем при обычном письменном применении. (Среднее время реакции у девочек соответствовало 4,68 с, у мальчиков 4,15 с. Латентный период  увеличивается вместе с возрастом, выразительный скачок отмечается между 10 и 12 годами. Очевидно, по мере развития и социализации ребенка все чаще начинают применяться защитные механизмы). В окончательной редакции тест В. Михала состоит из 24 незаконченных фраз. Этот комплект является повторно переработанной адаптацией SSCT Сакса, модифицированного для детей. Основанием для интерпретации является анализ содержания ответов, частота ответа в опытной группе, наблюдение за временем реакции.

Недостатком этой методики являются некоторые поверхностные, стерильные ответы, включение моментальных, случайных ассоциаций и довольно очевидная цель (особенно для детей старшего возраста при письменном проведении). [5].

Психометрическая проверка методики

По мнению большинства ученых, проективные методики, в отличие от психометрических тестов, не обладают столь высокой валидностью и надежностью и могут служить лишь дополнительным диагностическим и исследовательским инструментом.

Описание методики

Стимульный материал методики представляет собой набор начал фраз, которые предлагается закончить самому испытуемому. По написанным им завершениям фраз можно в конкретной степени судить о разных отношениях учащегося или, по крайней мере, о том, какими он пытается их представить.

В отечественной психологической практике в образовании применяются

Похожие материалы

Информация о работе