Готовность к школьному обучения. Диагностика социальной готовности (Практическая работа 1)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Если ребенок затрудняется с ответом, следует задавать наводящие вопросы.

Текст методики:

1. Что ты больше всего на свете любишь? Что вообще ты любишь, что тебе нравится?

2. Что ты больше всего на свете не любишь? Чего ты вообще не любишь, что тебе не нравится?

3. Представь себе человека, который бы тебе так нравился, что ты хотел бы быть таким, как он, хотел бы быть похож на него. Какой это человек? Каким бы ты хотел быть? На кого бы ты хотел быть похож?

4. Представь себе человека, который бы тебе так не нравился, что ты ни за что не хотел бы быть на него похож. Какой это человек? Каким бы ты не хотел быть? На кого бы ты не хотел быть похож?

5. Что ты можешь рассказать о себе? Какой ты сам?

Обработка и интерпретация результатов:

1. По окончанию ответов ребенком на вопросы проводится качественный анализ по трем показателям:

а) Широта представлений о себе (количество названных качеств)

б) Дифференцированность представлений о себе (называние качеств, характеризующих ребенка в различных видах деятельности и в различных ситуациях)

в) Уровень осознанности и критичности суждений о себе, соотношение реальных и идеальных представлений.

2. На основании соотношения трех показателей можно сделать вывод об индивидуальных особенностях развития самосознания ребенка.

3. Сравнивая ответы детей в группе, можно сделать вывод о групповых особенностях развития самосознания детей.

Название: диагностика отношения к себе.

Содержание диагностики: диагностика самооценки.

Методика: Лесенка.

Цель:

Инструкция по проведению:

1. Ребенку показывают нарисованную на листе бумаги лесенку с 7 ступеньками, где средняя имеет вид площадки.

2. Объяснение задания: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные — чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему»

3. После того, как ребенок сделал пометку его просят поместить себя на ту ступеньку, на которой ты сидишь на самом деле, и на ту, на которой хотел бы быть.

4. Просят показать, на какую ступеньку его поставила бы мама.

Обработка результатов:

Выделяют 4 уровня самооценки:

а. неадекватно завышенная7-я ступенька (без раздумий)

б. завышенная7-я ступенька (есть раздумья и колебания)

в. адекватная2-3 - я ступеньки

г. заниженная1-я ступенька

Лесенка:


1.3. Диагностика самоконтроля.

Тест на развитие самоконтроля.

Инструкция:

ребенку предлагают рассмотреть по очереди 4 картинки, на которых изображены его сверстники в ситуациях неуспеха в деятельности, просят рассказать, что нарисовано, объяснить причину неудач детей, и предложить свои варианты решения задачи.

Картинки:

Интерпретация

Возможные варианты ответов

1.    Если ребенок объясняет, что причина неудач в лейке, скамейке, качелях, горке, т.е. неудачи происходили по не зависящим от персонажей причинам, значит, он еще не научился оценивать себя и контролировать свои действия. Скорее всего, столкнувшись с неудачей, он бросит начатое дело и займется чем-нибудь другим.

2.    Если ребенок видит причину события в самих персонажах и предлагает им потренироваться, подрасти, набраться сил, позвать на помощь, значит, у него хорошая способность к самооценке и самоконтролю.

3.    Когда ребенок видит причину неудач и в персонаже и в объекте, это говорит еще и о хорошей способности к разностороннему анализу ситуации.


1.4. Диагностика уровня притязаний.

Методика составления узоров различной степени сложности

Цель:

Определение уровня притязаний и потребности в достижениях

Инструкция:

«Сейчас мы будем составлять узоры. У меня три вида заданий: легкие, средней сложности и трудные. Если вы выберете трудное задание и справитесь с ним, получите 5 баллов, если среднее — 4, если легкое — 3. Если вы выберете задание и не справитесь, получите только 2 балла. Старайтесь набрать побольше баллов. А теперь пусть каждый скажет, какое задание он выбирает».

После выполнения задания взрослый говорит ребенку, справился он или нет. Затем детям снова предлагают сделать выбор. Всего выполняется 4 задания.

Суть задания:

из квадратов с красной, белой и красно-белой раскраской составить

Похожие материалы

Информация о работе