История первых русских князей. Русские земли периода феодальной раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы. Россия в эпоху Ивана Грозного, страница 2

1019 – 1054 гг. – правление Ярослава – высшая точка в развитии Киевского государства. Летописец описывает князя, как мудрого и дальновидного политика, почти лишённого эмоций. Ярослав создаёт первый закон русского государства – «Русская правда», в основе которого был «Устав Ярослава Мудрого» новгородцам (1016г.), где были указаны основные категории населения Киевской Руси. Ярослав разделил единое государство по завещанию между сыновьями, что послужило началом распада Киевской Руси, как единого государства. Ярослав понимал, что нужно создать систему наследования.

«ЛЕСТВИЦА» - лестница – старший в семье получал Киевский Престол, остальное делилось между членами семьи в зависимости от степени значимости каждого удела: (1) – сложно устанавливалась степень старшинства по отношению друг к другу; (2) – эта система предполагала, что киевский князь должен иметь авторитет перед остальными родственниками (Вл. Мономах 1113 –1125 гг. – единственный, кто обладал этим авторитетом).

1097 г. – после нескольких десятилетий княжеских усобиц князья собрались в городе Любече и приняли истинное решение: «Каждый да держит  отчину свою».

Главной причиной того, что Русь окончательно не распалась, была внешняя угроза (половцы), необходимость единения князей.

Вл. Мономах ликвидировал половецкую угрозу.

Раскол в русской православной церкви и политическое развитие России в XVII веке.

К началу XVII века стала очевидна необходимость реформирования существующей структуры православной церкви.

За несколько столетий переписки богослужебных книг, в них накопилось много ошибок, описок, которые, впоследствии, становились КАНОНАМИ.

В 20-х гг. 17в. встал вопрос о необходимости перевести всю богослужебную литературу из рукописной в печатную, но при этом нужно было исправить имевшиеся в каноне ошибки.

Патриарх Филарет (отец Михаила Романова) пригласил учёных монахов из Афонского монастыря для проведения сверки. Но работа застопорилась: было непонятно по какому канону осуществлять сверку, существовало 2 варианта:

1)  Греческий (Византийский) канон

2)  Старорусский канон – зафиксирован в решениях Стоглавого собора. Филарет не довёл работу до конца, на протяжении20 лет после его смерти (1632г.) к этому вопросу не возвращались.

В нач. 50-х гг. в Москве образовался кружок «Ревнители древнего благочиния», в него входили новгородский митрополит Никон, царский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп Аввакум.

1653 – 1654 гг. – Личный друг Никона, царь Алексей Михайлович, способствовал его избранию патриархом. С этого начинаются реформы православной церкви.

Для Никона однозначным каноном были греческие образцы, в Москву опять приглашаются греческие учёные монахи.

Самые важные исправления:

1)  Вместо двоеперсного крещения крестились щёпотью (троичность бога).

2)  Изменилось написание имени Иисуса – удвоенное «И» в начале.

3)  Во время храмовой службы её крестный ход шёл не по часовой стрелке, а против неё.

4)  Отменено хомовое пение.

Всего таких исправлений было принято около 30. Это привело к тому, что многие современники посчитали, что Никон не исправлял ошибки, а создавал новую веру. Для провинциальных священников реформа означала потерю прихода, т.к. они были неграмотны, а службу учили со слуха, а переучиваться на новый канон они не могли. Новая вера насаждалась насильственно: происходило уничтожение старообрядческих икон,  священников, выступавших за старую веру, казнили (Аввакум).

Однако внедрение реформы происходило без Никона, который был лишён патриаршего сана из-за резкого конфликта с царём (1666г.). Никон пытался поставить власть церкви выше государственной власти, переценил свои силы, т.к. Ал. Мих. проявил твёрдость, отстранил его от власти. Никона отправили в ссылку, где тот вёл себя крайне слабовольно (в отличие от Аввакума).