История первых русских князей. Русские земли периода феодальной раздробленности. Объединение русских земель вокруг Москвы. Россия в эпоху Ивана Грозного

Страницы работы

Содержание работы

История первых русских князей.

Рюрик (862 – 879 гг.) – о нём практически ничего неизвестно, в русских летописях отсутствует упоминание о правлении Рюрика, не известны точные обстоятельства его смерти. Известно лишь то, что наследовал Рюрику не его сын Игорь, а его родственник Олег.

Олег (879 – 912 гг.) – правитель, объединивший Сев. и Южн. Русь (882г.) – Олег с дружиной под видом купцов спускаются на ладьях к Киеву и убивают двоих местных правителей: Аскольда и Дира – выходцев из дружины Рюрика, овладевших Киевом. Он также совершил 2 успешных похода на Византию (907, 911 гг.), благодаря которым заключил выгодные торговые соглашения. Договор 911 г. – это первый письменный памятник, дошедший на 2-ух языках: греческом и древнеславянском – устанавливает систему полюдья – систему сбора дани с подвластных Киеву земель, взималась в натуральной форме один раз в год – осенью, путём объезда киевским князем подвластных ему земель вместе с дружиной. Надо отметить, что обстоятельства смерти Олега аналогично не указываются в русских летописях.

Игорь (912 –945 гг.) – этот князь не обладал дарованиями своих предшественников ни во внутренней, ни во внешней политике. Неудачи, прежде всего во внешней политике – катастрофический поход 944 г. на Византию – Русь начала платить дань хазарам. 945 г. Игорь был убит во время сбора полюдья в земле Древлян: восстание Древлян.

Ольга (945 – 957 гг.) – правила при малолетнем Святославе – сыне Игоря. Ольга первая из русских князей принимает христианство, она тайно крестилась в Константинополе, покровительствовала христианской общине Киева. Славяне, будучи язычникам, терпимо относились к христианству. Во время правления Ольги в Киеве существовала христианская церковь. Ольга реформирует систему полюдья, она устанавливает УРОКИ и ПОГОСТЫ. УРОКИ – фиксированный размер полюдья. ПОГОСТЫ – места, куда надлежало свозить дань.

957 г. – Святослав достигает совершеннолетия (957 – 972 гг.) – он был убеждённым язычником, 2/3 своей жизни провёл в походах на кочевников, Византию, Болгарию.

Святослав – человек выше среднего роста и очень крепкого телосложения. Превосходил физической силой всех своих предшественников, вёл очень простой образ жизни: носил простую одежду, спал на сырой земле, ел самую простую пищу, не терпел никакой роскоши. Он был чрезмерно вспыльчив и упрям, никогда не менял своего решения.

Святослав не любил Киева, постоянно находился в своей ставке, в городе Переяславце на Дунае. Два раза в его отсутствие кочевники нападали на Киев: лишь чудо и хитрость горожан спасали город от уничтожения.

В борьбе против Византии Святослав добивается значительного успеха. В 971г. во время похода он был окружён в Доростове и был вынужден пойти на мир с греками на их условиях. Весной 972г. по возвращению из этого похода был убит на Днепровских порогах (печенегами)

972 – 980 гг. – время усобиц, борьбы между сыновьями Святослава: Ярополком и Владимиром, киевским и новгородским князьями. В 980г. эта борьба завершается и на престол вступает Владимир I (Святой) 980-1014гг.

Владимир был неоднозначным человеком, прожил тяжёлое детство и  молодость: при дворе отца его не любили ни братья, ни другие родственники (даже пытались убить). Владимир был жестоким, по-византийски хитрым и коварным. Необычайно любил женщин (имел порядка 300 жён), не терпел отказа.

Надо отметить, что летописцы описывали Владимира, как очень хорошего, доброго человека. Но, скорее всего это христианские летописные рассказы о первых годах правления Владимира – позднейшая вставка, которая не раскрывает истинного морального облика Владимира (человек, принимая веру, нравственно меняется: сила веры, христианства).

В 980г. Владимир пытается провести первую религиозную реформу: реформировать языческую веру. Он строит под Киевом огромное капище (место жертвоприношений языческим богам), где размещает статуи 8 главных языческих богов. Реформа провалилась,  стало понятно, что реформировать язычество подобным путём невозможно. Надо сказать, что у древних славян не было особой жреческой касты, жертвоприношения приносили сами князья.

988 г. – Крещение Руси, Владимир насильственно крестит Русь.

В результате принятия христианства на Руси складывается система двоеверия: христианства с очень сильными языческими элементами. Владимир к концу своего правления существенно расширил территории Киевской Руси в южном и восточном направлениях; заметно усилил центральную власть, посадив в важнейшие города Киевской Руси своих наместников. В Новгороде  - посадник – старший сын киевского князя, другого новгородцы не приняли бы.

1014 – 1019 гг. – Владимир умирает, начинается усобица между князьями – его сыновьями, в результате которой Борис и Глеб были убиты по указу своего брата Святополка (прозвище - Святополк Окаянный), их причислили к лику святых. Святополк сам был убит, к его убийству был причастен Ярослав (Мудрый).

Похожие материалы

Информация о работе