Реформирование ремонтных видов деятельности в электрических сетях, страница 5

Систематическую информацию о ремонтных предприятиях в энергетике получить нелегко. Как правили, они не имеют собственных сайтов, не публикуют отчетность и не включаются в  официальные базы данных. А между тем масштаб деятельности этих компаний весьма значителен: в данной сфере занято 225 тысяч человек, и объем рынка энергоремонтных услуг составляет около 2 млрд. долл. в год. В структуре издержек многих энергосистем расходы на ремонт достигают 20%.  Почему же этот рынок до такой степени непрозрачен?

Основная причина вероятно в том, что энергоремонтные  предприятия в энергетике являются  отдельными компаниями  лишь номинально, фактически же большинство из них остаются внутренними подразделениями электростанций и региональных энергосистем. Как было указано выше, основные работы по ремонту энергетического оборудования выполняются дочерними компаниями, недавно выделенные из состава энергосистем. Они не имеют никакой самостоятельности и просто выполняют директивы, исходящие от менеджеров материнской компании. В этом смысле руководитель ремонтного предприятия находится в таком же положении, как и начальник любого из подразделений энергосистемы.

Руководство РАО «ЕЭС России» планирует в ближайшее время уйти от такого состояния дел, требуя от региональных энергосистем продать акции своих ремонтных компаний (решение по данному вопросу было принято на заседании  Совета директоров РАО «ЕЭС России» от 31 октября 2003 года). Доли в энергоремонтных  компаниях, принадлежащие АО-энерго согласно этому решению могут быть проданы любым лицам, не аффилированным с РАО «ЕЭС России» или его дочерними обществами.

Кроме того, в решении Совета директоров перечислены 14 АО-энерго – самых крупных в холдинге, которые не могут продать свои ремонтные предприятия в общем порядке. Вопрос  о снижении аффилированности данных ремонтных компаний решался на  отдельном заседании Совета директоров РАО «ЕЭС России».

Общий подход к согласованию сделки по отчуждению дочернего энергоремонтного предприятия регулируется положениями нового Стандарта классификации, рассмотрения и утверждения сделок с имуществом или правами на имущество, планируемых бизнес - единицами и дочерними и зависимыми обществами ОАО РАО «ЕЭС России», утвержденного решением Правления № 1036 пр/3 от 28.06.2004 года. Указанный стандарт вступил в действие с 1 июля 2004 года. Он предусматривает  различные этапы согласования в зависимости от предполагаемой цены и специфических условий продажи.

Решение о продаже акций ремонтной компании принимается Советом директоров АО-энерго. Затем назначается дата аукциона и создается конкурсная комиссия. Необходимым этапом, предшествующим продаже ремонтного бизнеса, является оценка его рыночной стоимости. Чтобы получить ее, АО-энерго предстоит воспользоваться услугами независимого оценщика. Определенная таким образом рыночная стоимость должна стать стартовой ценой при продаже 100%-го пакета акций ремонтной компании на аукционе. Следующий шаг,

наиболее значимый  для успеха мероприятия, это оповещение потенциальных инвесторов о предстоящем аукционе и сбор поданных ими заявок. Необходимо обеспечить  участие хотя бы  двух  соискателей, хотя теоретически высокая стартовая  цена аукциона дает гарантию выгодной сделки, даже если найдется лишь один заявитель.

По плану реформы энергетики процесс продажи ремонтных компаний должен продолжаться.         Основными целями этой программы провозглашены:

- повышение эффективности основного бизнеса АО-энерго и АО-электростанций;

- получение дохода от реализации ремонтных компаний;

- развитие конкурентных рыночных отношений в сфере ремонта и технического перевооружения;

- соблюдение интересов акционеров РАО «ЕЭС России», АО-энерго и АО-электростанций при реформировании ремонтных видов деятельности.

В идеале продажа ремонтной компании должна привести к следующему результату. АО-энерго или АО-электростанция, стремясь минимизировать затраты на ремонт, ищет наиболее выгодного поставщика соответствующих услуг, не обязательно в лице бывшего ДЗО. Ремонтные предприятия, ставшие независимыми, в борьбе за заказы ищут резервы снижения издержек.        Благодаря эффектам децентрализации и личной заинтересованности такие резервы действительно удается найти, в итоге стоимость ремонтных работ снижается. Для АО-энерго это означает общее уменьшение затрат, а для ремонтных компаний – начало нового этапа развития, когда им придется конкурировать в борьбе за заказы, прежде поступавшие в административном порядке.