Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 7

Производственный эксперимент имеет все достоинства и недостатки естественного эксперимента. Естественный эксперимент, введенный в психологию А.Ф.Лазурским, характеризуется отсутствием нарочито создаваемой экспериментальной ситуации. Такой эксперимент может быть перенесен и на изучение социальных явлений. Отмечается в связи с этим, что нет необходимости реконструировать реальную действительность в лаборатории, ибо всегда есть возможность найти в жизни такой реально протекающий процесс, который весьма близок к тому, что нам требуется и что мы можем использовать для дальнейших манипуляций.

Эти ситуации называют самовозникающим экспериментом. Например, изучается профессиональная общность людей, фактически работающая в условиях скудости информации, и прослеживается влияние этой ситуации на динамику психических функций работников. Хорошо также найти контрастные состояния в самой реальной действительности, найти там условия, сходные с условиями эксперимента. В естественном эксперименте его цели относительно замаскированы. обстановка неформальная. Естественность ситуаций в таком эксперименте обеспечивает надежность полученных данных Вместе с тем необходимо многократное повторение такого эксперимента для учета неконтролируемых факторов.

Различают также натурный и модельный (мысленный) эксперимент. В натурном эксперименте исследователь работает с реальной профессиональной деятельностью, с реальной полной совокупностью работников. В модельном эксперименте исследователь работает с предметной (или знаковой) моделью профессиональной деятельности или с выборкой работников, т.е. с отобранной частью объекта[26]. Модель должна замещать объект таким образом, чтобы изучение модели дало новую информацию о моделируемом объекте. Модельный эксперимент используется тогда, когда эксперимент над интересующим нас объектом невозможен непосредственно, требует больших расходов времени и сил. Риск при работе с моделью при постановке прогноза уменьшается, возникает возможность работать с объектами, непосредственное оперирование с которыми затруднено. Вариантом здесь может быть моделирование деятельности человека в режиме диалога с ЭВМ.

В ряде случаев экспериментатор не измеряет и не контролирует переменные, а создает математическую модель, где формализует необходимые связи, при этом на знаковой модели проигрываются значения переменных, чтобы найти их оптимальный набор. Если строгий реальный эксперимент применяется в хорошо организованных системах, то многомерный модельный эксперимент используется при наличии диффузных систем, которые надо изучить и формализовать. Мысленный эксперимент применяется к тем элементам, которые недоступны для натурных исследований. Мысленный эксперимент осуществляется там, где преобразования не могут принципиально или фактически быть осуществлены в реальности. Например, создается экспериментальная модель профессиональной деятельности управленца в экстремальных условиях (полное изменение "команды", включение в иную управленческую структуру и др.).

Описывают различия экспериментов по временной схеме. Эксперимент от настоящего к будущему состоит в том, что экспериментатор вводит условия, гипотетические причины и прослеживает следствия в будущем. Это наиболее распространенная схема эксперимента. Здесь возможны варианты: эксперимент по типу проб и ошибок. Например, проверялось влияние освещения на производительность труда[27]. Вводимые разные переменные не дали различий в производительности труда. Тогда решили изолировать и наблюдать группу рабочих, фиксируя изменения в производительности труда после попеременного изменения в условиях труда (изменение системы оплаты, сокращение рабочего дня, увеличение количества перерывов на отдых во время рабочей смены, разная длительность этих перерывов, введение бесплатных завтраков, отмена некоторых этих новшеств и т.д.). В целом пробы и ошибки в социальном эксперименте должны быть ограничены социальными нормами.

Близким к этому является "эксперимент для разведки", когда экспериментатор еще не имеет четкой гипотезы и ставит целью наблюдать действия испытуемого в ответ на вводимые воздействия.