Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 4

Зависимые переменные могут изменяться, для их изучения по ходу выполнения профессиональной деятельности могут применяться психологические и психофизиологические пробы, которые позволяют проследить динамику проявлений психики, недоступных прямому наблюдению. Так, Ю.В.Котелова отмечает, что "...чисто психологические пробы, как правило, можно брать только отрывая рабочего от его груда. В связи с этим их применяют обычно "до" и "после" работы, а также в обеденный перерыв или при "вынужденных паузах". Они должны занимать минимальное время и быть сугубо целенаправленными, то есть быть строго обусловлены характером данной профессиональной деятельности. Это могут быть краткие измерения объема внимания, его концентрации, распределения и переключения, скорости и точности двигательных реакций, объема кратковременной памяти, быстроты решения некоторых мыслительных задач и т.п. В условиях реального производства могут быть с успехом использованы физиологические и психофизиологические пробы, по которым косвенно можно судить о психических состояниях рабочего. Развитие экспериментальной техники позволяет в настоящее время брать некоторые из этих проб, не отрывая работника от его труда. С помощью специальных, не мешающих рабочему датчиков и регистрирующих устройств можно измерять (в ряде случаев даже дистанционно частоту пульса, частоту и глубину дыхания, мышечный тонус и тремор рук, температуру тела и разных участков кожи, делать замеры частоты слияния мельканий, хроноксии, регистрировать движения глаз, повороты головы, мышц гортани и языка при внутренней речи, кожногальванические и сосудистые реакции, снимать электромиограмму, электрокардиограмму, электроэнцифалограмму и др.".

Выбор независимой и зависимой переменной определяет ход исследования в психологии профессиональной деятельности и соответственно его гипотезу. Гипотеза - это предположение об отношении независимой и зависимой переменной. Контргипотеза (или антигипотеза) - предположение об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую переменную. Если бы было известно, какая гипотеза верна, не надо было бы проводить эксперимент. Вдумчивый экспериментатор всегда стремится проверить влияние большего числа переменных. Тогда возникает комбинированная гипотеза: каким образом независимые переменные, сочетаясь друг с другом, влияют на изучаемое поведение, какая переменная оказывает большее влияние на поведение[16]. Эксперимент, где несколько независимых переменных (или несколько значений одной переменной) называют многомерным[17]. Например, многомерным может стать эксперимент, где прослеживается влияние на эффективность профессиональной деятельности госслужащих факторов разных условий работы и удовлетворенности трудом в данном учреждении. Здесь вводится несколько переменных (их значений, уровней), и экспериментатор смотрит, как шаг за шагом меняется зависимая переменная в зависимости от вводимых значений независимой переменной. Например, мы экспериментально изучаем влияние условий труда на производительность работника. Разными значениями условий труда могут быть наличие удобного рабочего места, гибкий график и т.д.

Чем яснее и проработанное предмет исследования, тем больше гипотез может возникнуть и тем более многомерным может стать эксперимент; эксперимент усложняется по мере углубления представлений об объекте и предмете исследования.

Говорят, что эксперимент проводится с параллельной гипотезой, если сравнивается состояние двух рядов групп - экспериментальной и контрольной; и с последовательной, если сравнивается одна экспериментальная группа до и после воздействия.