Эксперимент в психологии профессиональной деятельности, страница 11

В заключение сформулируем некоторые рекомендации по проведению и описанию эксперимента в психологии профессиональной деятельности:

- в начале эксперимента важно четко продумать теоретическое обоснование эксперимента, предмет исследования (характеристики объекта труда или субъекта труда, его психологических качеств); надо строго определить независимые и зависимые переменные (требуется немалое мастерство, чтобы "очистить" независимую и зависимую переменную[38]; выбор переменных определяется предметом исследования. Все, что названо в предмете, должно войти в гипотезу. Гипотеза есть предположение о причине и следствиях, тем самым уже в гипотезе закладываются независимые переменные (причины) и зависимые переменные (следствия). В эксперимент идет то, что заявлено в гипотезе. Но напротив, не все зависимости, которые заявлены в гипотезе, идут в эксперимент, ибо что-то может изучаться чисто теоретически;

- после определения предмета исследования и его гипотез исследователь выбирает тип эксперимента (лабораторный или в реальных условиях, на материале реальной профессиональной деятельности или на ее модели, констатирующий или преобразующий). В любом случае экспериментальную ситуацию желательно превратить в жизненно важную для испытуемого. Более надежные данные позволяет получить эксперимент в реальных условиях профессиональной деятельности, имеющий преобразующий характер, поэтому он более предпочтителен;

-важно правильно провести планирование эксперимента; надо спланировать эксперимент как последовательное введение разных значений независимой переменной и четкую фиксацию изменений в зависимой переменной; не упускать из вида появление неожиданных побочных переменных;

- в ходе эксперимента необходимо возможно полнее и точнее протоколировать все изменения в профессиональной деятельности и все нюансы поведения его участников - не только прямые ответы и результаты деятельности, но и все поведенческие проявления - переходы к правильному ответу и затруднения, вопросы к экспериментатору, паузы перед ответом, все реплики, движения, ибо это все может быть значимо при качественном анализе результатов эксперимента;

- при описании эксперимента важно полное описание его плана и хода; описан эксперимент должен быть так подробно, что его можно было воссоздать, повторить и проверить, без участия автора данного исследования. Хорошим считается такое описание эксперимента, по которому эксперимент может без дополнительных разъяснений быть проведен другим исследователем. Для этого в главе "методы" надо описать полностью инструкцию испытуемому, стимульный материал (предъявляемые вопросы, задачи, ситуации), время предъявления, способы обработки материала, и т.д.;

- при формулировании выводов надо постоянно обращаться к гипотезе, к предмету исследования и к заглавию работы; выводы могут иметь теоретический, методический, экспериментальный и прикладной характер; осторожно формулировать выводы, помня, что рекомендации касаются реальных людей, их выполнения трудовой, профессиональной деятельности, могут ухудшить условия их труда;

- важно избегать типичных ошибок экспериментатора - хаотичного сбора материала без планирования эксперимента и без связи с гипотезой ("накапливается "экспериментальный мусор" как его называют некоторые авторы), не допускать широких выводов и обобщений при ненадежном материале и малом числе проб, малой выборке испытуемых.

Используя эксперимент как метод исследования и стремясь к строгому его выполнению, исследователю важно не абсолютизировать полученный данные и не интерпретировать их излишне однозначно и категорично. Не следует переоценивать роль эксперимента[39] особенно при изучении социальных явлений, к каковым относится и профессиональная деятельность человека. Эксперимент является более надежным, чем другие методы получения данных, но и он не может претендовать на полное проникновение в многомерный мир социального функционирования человека в труде и в общественной жизни. В профессиональной деятельности человека как активного субъекта труда всегда остается большая доля неопределенности (неконтролируемые переменные), обусловленная сложными процессами в развитии психики человека, его взаимоотношениями с другими людьми. Тем не менее профессиональную деятельность и в целом процессы профессионализации необходимо изучать экспериментально. Надежность данных эксперимента повышается при длительном и многократном экспериментировании, при сопоставлении данных эксперимента с наблюдением за реальным поведением человека в жизненных профессиональных ситуациях,особенно в ситуации выбора.