Беседы о внутреннем мире (Курс бесед для учащихся 8-9 классов)

Страницы работы

53 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

БЕСЕДЫ О ВНУТРЕННЕМ МИРЕ

Курс бесед для учащихся 8-9 классов

.

2002-2003 уч.год.

Предисловие.

Этот курс является плодом совместной работы в течение нескольких лет с учащимися (мальчиками) 8-9-х классов. Главной задачей своей работы с учащимися я считала помочь ребятам пережить подростковый кризис. В этот трудный период  жизни молодой человек часто теряет привычную связь с миром, формируются новые взаимоотношения, возникают новые проблемы. Очень часто именно в этом возрасте учащихся ставят на учет в ПДН, у ребят много конфликтов с учителями. Поэтому, работая со старшей школой, я для себя поняла, что моя помощь нужна учащимся именно в этого возраста.

В современной литературе очень много различных тренинговых курсов, различных материалов, уроков. Однако, подростковый возраст накладывает свои требования на занятия психологией, которым многие курсы не соответствуют. Этот курс создавался месте с учащимися, на основе их требований, особенностей и моих ошибок и моих особенностей.

Почему курс построен именно так и содержит именно такие задания?

В процессе формирования курса ко мне приходило понимание, что занятия с психологом в школе не должны быть похожи на обычные уроки, я не должна давать им знания, которые для ребят будут тем же грузом, что и другие уроки.

Курс рассчитан на работы с учащимися в течение учебного года – по 1 разу в неделю. Всего 36 занятий (8+8+12+8). Занятия длятся 1 урок, то есть 45 минут. Одновременно с этим курсом проводятся занятия, направленные на развитие познавательных процессов, еще по 1 часу в неделю.

Требования к занятиям.

Можно выделить следующие требования, предъявляемые учащимися к занятиям:

·  занятия должны быть интересны (если учащиеся учатся не очень хорошо, то все задания не должны опираться на знания, данные школой);

·  обычные учащихся обычных школ часто не умеют разговаривать друг с другом (уроки в обычных школах построены так, что учитель говорит, а дети молчат, в лучшем случае один ребенок говорит, поэтому вся первая четверть – 8 занятий – целиком уходит на то, чтобы научить ребят хоть немного слышать друг друга);

·  на занятиях не должно быть пауз между заданиями (ребята сразу отвлекаются, так как обсуждаемые темы тяжелы для них);

·  каждое занятие психолога с учащимися должно строиться не как урок, где учитель вещает на класс, а как постоянная и интенсивная работа с каждым участником занятий;

·  нельзя полностью опираться на конспект занятия, надо идти за учащимися (вы увидите, что занятия представлены очень конспективно для того, чтобы у вас была возможность только опираться на него, но не зависеть от написанного текста, беседы о вечном не могут проходить по плану);

·   

Структура занятий.

В общем, можно сказать, что занятия со всеми группами складываются по-разному, ни одно занятие не повторяется дважды. Всегда ребята выводят меня на темы, которые ближе им, и я стараюсь следовать за ними, выводя их в проблемные зоны, в зоны противоречий. Для себя я создаю структуру занятий, которой стараюсь следовать, чтобы не уйти в пустую болтологию и использовать идеи, поданные другими группами. Занятия часто начинаются с незаконченных предложений, которые позволяют услышать мнение каждого на тему, к пониманию которой мы приходим в течение урока. Учащиеся постоянно поощряются к высказываниям, причем эти высказывания составляются ими в процессе обсуждения. Часто, начиная по кругу первое задание, мы по мере поступления идей обсуждаем тему, а к концу круга уже складывается определенное представление о заданной проблеме. Бывают занятия, когда мы не успеваем прийти к определенному ответу или представлению, тогда тема остается незавершенной. Иногда ребята на следующем уроке просят завершить ее, иногда это делаю я, но часто этот пропущенный вопрос всплывает у нас в другой теме.

В центре занятия проводится какая-то игра, читается сказка, обсуждается вопрос. Мне понравились сказки Д.Соколова, я сразу почувствовала, что это то, что надо подросткам и не ошиблась. Единственное ограничение – это размер сказки. Наши (трудные) подростки не могут слушать долго. В каждом занятии в примечании я расскажу о тех подводных камнях на которые я наталкивалась, о работе с разными классами на разные темы. В процессе занятий я веду дневник, который помогает мне увидеть

Похожие материалы

Информация о работе