Образ родительства у современных подростков

Страницы работы

59 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Практические рекомендации по формированию адекватного образа родительства у подростков

Стр. 38

Заключение

Стр. 43

Библиография

Стр. 45

Приложения

Стр. 48

Введение

Качество воспитания, осознанное исполнение родительской роли определяют состояние общества, института семьи и психологическое здоровье личности последующих поколений. Практически каждый человек становится родителем, и качество воспитания, семейного взаимодействия зависит от состояния родительства. Оно играет значительную роль в жизни конкретной личности. Готовность к родительству, осознание себя родителем и способы поведенческой реализации родительства формируются под влиянием самых различных факторов.

Полноценное семейное воспитание, основой которого является осознанное отношение супругов к родительской роли, является особо актуальным в подростковый возраст, когда у подростков формируются устойчивые ценностные ориентации. В настоящее время проявляются признаки кризиса семьи: нестабильность, малочисленность, феминизация, ослабление воспитательной роли отцов, которые отражаются на характере семейного воспитания. Это является ярким свидетельством того, что для многих семей, воспитывающих детей, родительство не стало осознанной миссией. Для его полноценного становления и развития необходима специальная работа с молодежью по формированию осознанного родительства.

Объект исследования: дети подросткового возраста.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенности становления родительства в подростковом возрасте.

Цель исследования: выявить психолого-педагогические особенности формирования образа родительства у современных подростков

Задачи исследования:

1.  Уточнить сущность феномена «родительство» на основе анализа психолого-педагогической литературы.

2.  Изучить особенности подросткового возраста.

3.  Определить психолого-педагогические факторы формирования осознанного родительства в подростковом возрасте.

4.  Выявить особенности подростков по фактору осознанности родительства.

5.  Разработать рекомендации по формированию адекватного образа родительства у подростков

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов: обзорно-аналитический (анализ литературы), эмпирические (анкетирование, тестирование, количественный и качественный анализ эмпирических данных).

В экспериментальной части работы использованы следующие методики:

1.  Методика «Лики родительской любви», помогающая оценить, на каких основаниях строится ваше отношение к ребенку.

2.  Методика «Стратегии семейного воспитания».

3.  Методика М.Рокича «Ценностные ориентации».

4.  Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири

5.  Опросник «Мальчишки и девчонки» и анкета – для выявления представлений подростков о родительстве, стилях семейного воспитания, об особенностях детей разного пола.

6.  Методика «Уровень субъективного контроля» Е.Г. Ксенофонтовой

Работа будет представлять теоретический и практический интерес для тех методистов, педагогов и психологов, кто занимается вопросами формирования родительства, особенно в подростковом возрасте, студентов, изучающих данные вопросы, а также для родителей, имеющих детей данной возрастной категории.

Глава 1. Психолого-педагогические особенности формирования образа родительства у современных подростков

1.1.  Структура и онтогенез родительской сферы

Целевой смысл родительства – воспитание и социализация детей. Психолого-педагогическая некомпетентность родителей может отрицательно повлиять на стабильность будущей семьи и на полноценное развитие личности ребенка. Поэтому формирование родительской компетентности, особенно когнитивный и эмоциональный компонент необходимо формировать задолго до появления молодой семьи.

Мы исследовали социокультурные аспекты феномена родительства, общую структуру (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова, Е.Г. Силяева и др.) и отдельные компоненты (Е.Г. Смирнова, А.С. Спиваковская, Л.Б. Шнейдер и др.). Г.Г. Филиппова рассматривает родительство, как родительскую потребностно-мотивационную сферу [38].

Феномен родительства на основании изученной литературы [7, 29, 35] понимается нами как интегральное психологическое образование личности, которое включает когнитивную, эмоциональную и поведенческую составляющие, и представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций и родительской ответственности, способствующих формированию гармоничного стиля семейного воспитания. Как интегральная структура личности, родительство может быть представлено на трёх различных уровнях: осознаваемом, слабоосознаваемом, неосознаваемом.

Родительство проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на надындивидуальном уровне. Рассматривая позицию О.М. Ермихиной, которая разводит значение понятий «родительство»

Похожие материалы

Информация о работе