Одаренность и ее виды. Теоретические основы и методы диагностики одаренности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Согласно этому методу негативные эмоции и кризисные ситуации имеют развивающее значение. При этом используются как естественно возникающие, так и искусственно создаваемые негативные ситуации (прежде всего на групповых и индивидуальных занятиях с психологом и в той или иной мере на учебных занятиях.) 

Этот метод в его полноте предназначен только для использованияспециально обученными психологами, подчеркивает автор. Для учителей же этот метод представлен только в одной его части, а именно в ситуациях «развивающего комфорта», где принципиальным для развития одаренности  ребенка  является оптимальное соотношение интереса,  трудности и волевых усилий.

С помощью дискомфортных ситуаций автор пытается  направленно формировать у одаренных детей своего рода сценарий победителя, который включает в себя, с одной стороны, уверенность в победе, а другой стороны, определенную психологическую готовность к неудаче. Такая готовность предполагает два момента:

а)специальную когнитивную подготовку к неудаче. Ребенка подготавливают к сознательной, своего рода философской  готовности к неудаче, разными способами показывая, что успех в сложной, многоступенчатой, развернутой во времени деятельности включает в себя неудачу как один из его естественных моментов.

б) непосредственно-практическую тренировку активной, стенической реакции на неудачи. Необходимо адаптировать ребенка к всевозможным страхам, возникающим до и во время дискомфортных ситуаций: здесь и страх оказаться в одиночестве, и типично школьный страх ошибки, и страх оказаться смешным и непонятым и т.п. При этом не нужно бояться временного снижения самооценки в моменты явного дискомфорта. Именно противоречивость самооценки - залог перспективного развития личности. Во всех случаях необходимо формировать у ребенка стремление к активности в дискомфортных ситуациях как условие достойного выхода из ситуации, а не только как путь к успешности, способ достичь в конечном итоге сложного, соответствующего повышенным возможностям одаренного  человека, результата.

Последовательно развивая свою идею, Юркевич предполагает сформировать не только способность достойно преодолевать дискомфортные ситуации, но даже  потребность в них.

То, о чем пишет Юркевич красиво и привлекательно и поэтому требует специального анализа. Принадлежность ребенка к «клану одаренных» сама по себе приводит к травмам в случае неудач. Может быть, как опытный исследователь В.С.Юркевич, интуитивно чувствуя это противоречие, пропагандирует метод развивающего дискомфорта, который, по мнению доц. МГУ Н.Б.Березанской, не только не решает проблему, но напротив усугубляет ее. Далее мы приводим ее выступление как рецензента  главы Юркевич рукописи методического пособия: «Можно сказать, что В.С.Юркевич строит свою практику по принципу «лечить не болезнь, а симптомы. Для анализа адекватности воплощения идей относительно самоактуализации, заимствованных ею из гуманистической психологии, рассмотрим подробнее три мотивационные реальности: самоактуацизация, мотив достижения и познавательная мотивация. Очень важно их четко развести и понять, что же реально движет одаренным ребенком и куда мы своими рекомендациями направляем развитие его мотивационной сферы. Из текста у меня сложилось впечатление, что «хороший механизм самоактуализации попал в плохую социальную среду и преобразился до неузнаваемости», то есть самоактуализацией В.С.Юркевич называет совсем другое психологическое явление, чем авторы, которые ввели этот термин в оборот современной психологии. Реально В.С.Юркевич развивает у детей предлагаемыми ей методиками и видами специально организованных  занятий мотив достижения, то есть стремление к высоким результатам, одобряемым взрослыми, соответственно отличным оценкам, местам на олимпиаде, призам и т.д.. Для меня бесспорно, пишет Березанская, что психолог активно развивает на деле мотивационную сферу ребенка по модели сильного преобладания мотива достижения над мотивом избегания неудач, хотя В.С.Юркевич нигде не обсуждает теорию МакКлеланда и Аткинсона. А такая мотивационная структура и есть самый опасный источник  срывов при отсутствии социально фиксируемых (внешних) успехов!

Полезно ли и для человека, и для общества, которое стремится стать креативным и инновационным, доминирование мотивации достижения, ясно, но с большим опозданием осознали американские коллеги - теперь Америка вынуждена «импортировать мозги». Мы, к сожалению, повторяем этот тупиковый путь. Ведь многие формы дисгармоний в структуре личности одаренного ребенка связаны с представлениями об успешной жизни, которые бытуют в нашем обществе и транслируются ребенку родителями, учителями и СМИ. По-моему, автор концепции все время сталкиваются с этим противоречием: то ли направлять развитие личности одаренного ребенка по модели «современного социально успешного человека», то ли следовать теоретически сформулированным взглядам на «идеал одаренного», для которого превыше всего внесоциальные («вечные») ценности истины, познания, красоты. Понимая, что одаренный ребенок должен быть социализирован и жить в данной культурно-социальной среде с ее взглядами на счастье и успех, В.С.Юркевич находит некоторую компромиссную форму работы с одаренными, предлагая (и отстаивая без теоретического объяснения причин) метод развивающего дискомфорта» [9, c.42-49]. Березанской представляется, что применяемый метод развивающего

Похожие материалы

Информация о работе