Теория поэтапного формирования умственных действий. Основные характеристики действия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Установление наличия необходимого исходного уровня познавательной деятельности учащихся. С позиции рассматриваемой теории исходный уровень оценивается в нескольких планах, соответствующих структуре и функциональным частям запрограммированной деятельности. Во-первых, со стороны наличия тех предметных (математических, грамматических, физических и т.д.) знаний, которые логически предшествуют новым, входящим в цель обучения или в содержание ориентировочной основы намеченной деятельности.

Например, если целью обучения предусмотрено формирование той или иной системы понятий, то необходимо проверить, усвоены ли учащимися все те понятия, которые составляют систему предварительных знаний. Допустим, намечено сформировать понятие о перпендикулярных прямых. Это возможно только в том случае, если учащиеся уже усвоили понятие прямой линии, понятие угла, имеют представление о видах углов (острый, прямой, тупой): все эти знания входят в содержание ориентировочной основы действий по формированию понятия "перпендикуляр".

Во-вторых, необходимо проверить степень сформированности действия, которое предлагается использовать. Если оно новое, не сформировано, то необходимо проверить сформированность тех познавательных действий, которые логически предшествуют ему. Так, если для формирования понятий намечено использование действия подведения под понятие, то учащиеся к этому времени должны уже выделять свойства в предметах, дифференцировать их на существенные и несущественные, необходимые и достаточные и т.д.

В тех случаях, когда учащиеся не владеют необходимыми знаниями и действиями, они формируются или предварительно, или в отдельных случаях в самом ходе формирования новых знаний и действий.

Для успешного формирования новых знаний и действий важно проверить также сформированность системы менее специальных умений и знаний. Если, например, у учащегося не сформирован необходимый уровень внимания (контрольная деятельность), то он не сможет успешно пройти даже этап составления схемы ориентировочной основы действия (первый этап), так как будет не в состоянии следить за объяснением, даваемым на этом этапе, не сможет понять его, и в результате у него не сформируется адекватного представления о новом действии, данный этап формирования действия не достигает своей цели, а без этого не будет эффективным переход к следующему за ним. Аналогично, если учащиеся не умеют включаться по письменной инструкции в работу, а программа обучения требует этого, то этому надо учить или на данном материале, или каком-то другом.

8. На основе модели деятельности и подобранной системы заданий строится обучающая программа, включающая: а) программу формирования предварительных познавательных действий и знаний (предварительная обучающая программа) и б) программу формирования новой деятельности, предусмотренной целью обучения (основная обучающая программа).

Основная обучающая программа составляется с учетом этапов процесса усвоения: запрограммированная новая деятельность должна пройти все генетически более ранние этапы, которые предшествуют предусмотренному целью обучения. В целом обучающая программа представляет собой систему заданий, рассчитанных на выполнение запрограммированной деятельности и на формирование намеченных ее свойств. Сами задания рассматриваются в неразрывной связи с деятельностью: условия задачи выступают как объекты, на которые деятельность направлена, искомое — как цель, которую необходимо достичь в результате выполнения этой деятельности, а предписание по выполнению деятельности — как указание пути преобразования объекта и достижения цели. Заданные свойства деятельности обеспечиваются как подбором заданий, так и соответствующей структурой деятельности. Так, например, обобщенность деятельности и входящих в нее знаний достигается выполнением следующих условий: 1) выделением признаков, по которым должно идти обобщение; 2) включением этих признаков в состав ориентировочной основы действия; 3) представлением в системе заданий типичных случаев, имеющих место в пределах заданных границ обобщения; 4) включением разных видов задач с точки зрения полноты представления из них необходимых условий решения.

9. Обеспечение систематической обратной связи. В соответствии с целью управления обратная связь должна нести следующую информацию: а) выполняет ли обучаемый то действие, которое запрограммировано; б) правильно ли его выполняет; в) соответствует ли форма действия данному этапу усвоения; г) формируется ли действие с должной мерой обобщения, освоения (автоматизированности, быстроты выполнения и др.) и т.д.

Контроль должен вестись как за отдельными операциями, так и за действием в целом. Пооперационный контроль дает возможность получить информацию об адекватности, правильности и быстроте выполнения действия, о его форме. При контроле лишь за правильностью конечного продукта действия такие сведения не могут быть получены, так как содержание выполняемого действия и его форма не связаны с правильностью выполнения задания взаимно однозначной связью. В силу этого при ошибочности конечного результата затруднен выбор корректирующего воздействия: ошибка может произойти по разным причинам (выполнено или не то действие по содержанию, или не в полном составе входящих в него операций, или не в той форме и т.д.).

Однако пооперационный и систематический контроль должен иметь место лишь в начале материального (материализованного) и в начале внешне речевого этапов. На других стадиях процесса усвоения обратная связь, несущая сведения к обучаемому (внутренняя обратная связь), должна осуществляться с учетом объективной успешности выполнения запрограммированной деятельности и с учетом потребности обучаемых во внешней форме контроля.

Контроль за содержанием действия, его формой может осуществляться по ходу выполнения обучающих заданий. Установление мер обобщения, автоматизированное требуют введения специальных диагностических заданий, о которых речь шла выше. В силу этого соответствующий контроль осуществляется не систематически: обычно при переходе с этапа на этап, иногда внутри этапа и, разумеется, в обязательном порядке в конце обучения.

В свете сказанного ясно, что шаг обучения, понимаемый как часть деятельности, выполняемая без обратной связи, не имеет фиксированной величины. Вначале "шаг" равен одной операции, входящей в состав действия, затем

Похожие материалы

Информация о работе