Общественное потребление. Методы определения потребностей населения (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 8

Процессы распределения и обмена. В связи с опережающим ростом предметных потребностей производство в каждый данный момент способно, как правило, насытить в полном объеме лишь их часть—как по видам потребностей (особенно перспективных), так и по группам потребителей. Поэтому возникает необходимость в общественно-экономическом механизме, который согласовывал бы предъявляемые производству требования потребления и возможности производства. Такой механизм непосредственно реализует отношения распределения и обмена. Они являются органической частью производственных отношений, чем и обусловлена специфика механизма согласования производства и потребления для каждого общественно-экономического строя (см. 3.3.).

В социалистическом обществе распределение потребительских благ осуществляется в соответствии с принципом «от каждого—по способностям, каждому—по труду». Количество и качество труда членов общества не только прямо обусловливают получаемую ими оплату (заработная плата, премии и т. п.), но и влияют на размер некоторых выплат из общественных фондов потребления, например пенсий. Вместе с тем общественные фонды потребления выполняют и другую важную социальную функцию—выравнивания условий жизни членов общества (пособия и льготы многодетным семьям с более низким доходом, всеобщее бесплатное лечение и образование и др.). Таким образом, в целом всем гражданам обеспечивается по меньшей мере социально-гарантированный жизненный уровень за счет как установленного минимума заработной платы, так и общественных фондов потребления. Основная же часть доходов (сверх этой нижней границы) зависит от индивидуального трудового вклада членов общества, а также в известной степени и от результатов работы трудовых коллективов (поступления и услуги за счет фондов предприятий).

105

L2i   Как видим, существуют два основных пути доведения результатов производства до потребителей — через сферу товарного обращения (обмена) и через общественные фонды потребления, не реализуемые в форме товарно-денежных связей. Бесплатные блага составляют около 12 % в общем объеме потребления населения.

В первом случае в процессе распределения формируются денежные доходы населения L (см. рис. 3.5) за счет ЗП+ВТ (т. е. трудовых доходов), а также выплат населению из бюджета ВН, т. е. части общественных фондов потребления, поступающей к населению в денежной форме, "пенсий, пособий, стипендий и т. п. ВН составляют примерно 20 % общей суммы доходов населения. Денежные доходы пополняются за счет продажи части продукции, произведенной в личном подсобном хозяйстве граждан.

Денежные доходы населения—один из основных факторов механизма спроса и предложения товаров, действующего в сфере обмена. Спрос—это представленная на рынке потребность в товарах . В блок спроса поступают, во-первых, сформировавшиеся предметные потребности потребителей (см. 5.1.), во-вторых, их денежные доходы и, в-третьих, из блока предложения—сведения о наличии товаров и их ценах, отражающих общественно необходимые затраты труда на производство товаров. В итоге формируется платежеспособный спрос населения, который является уже преобразованным под воздействием этих факторов выражением потребностей. Он фиксирует структуру потребностей, сложившихся при данных, существующих производственно-экономических условиях. Здесь, таким образом, отражаются и потребности, и ресурсные возможности их удовлетворения, и затраты на производство соответствующих товаров. На структуру спроса влияют также объем и структура бесплатных благ (ББ на рис. 3.5.), поступающих населению из общественных фондов потребления, и натуральные источники снабжения (приусадебные участки, домашнее хозяйство).

В сферу обмена платежеспособному спросу населения противостоит предлагаемое производством через торговлю определенное количество товаров разного ассортимента и качества, продаваемых по установленным ценам. Именно в процессе обмена в актах купли-продажи выявляется соответствие объема и структуры спроса и предложения товаров. В условиях социализма оно обеспечивается за счет планового регулирования объемов и структуры товарной массы, цен и денежных доходов населения.