Общественное потребление. Методы определения потребностей населения (Часть учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 5

Под воздействием производства, реализующего достижения научно-технического прогресса, порождается и растет разнообразие этих «предметных» потребностей. Закон возвышения потребностей предопределяет их воспроизводство (для подавляющего большинства благ) не в прежнем, а в расширенном объеме и с качественным изменением структуры как за счет потребностей отдельного индивида, так и роста числа потребителей.

Таким образом, предъявляемые к экономике потребности детерминируются сложным переплетением многообразных факторов. Само производство предлагает как бы общий перечень возможных способов удовлетворения функциональных потребностей. Оно же предопределяет и образ жизни, и важнейшие детерминанты потенциального выбора этих способов. К ним прежде всего относятся социальные факторы (характер труда, социальная принадлежность, уровень образования и культуры и т. п.). Среди других определяющих предметные потребности факторов следует выделить демографические (например, характеристика, состав семьи), природно-климатические условия, нациально-этнические особенности.

Названный комплекс факторов не просто очерчивает поле выбора предметных потребностей, но и устанавливает своеобразную их иерархию—по важности, настоятельности. В самом осознании «важности» тех или иных потребностей совмещаются как принципиальная насущность, так и уровень насыщения каждой потребности: потребность в хлебе, вообще говоря, более насущна, чем в автомобиле последней модели, но первая удовлетворена в большей мере, чем вторая. Объективную основу подобной потребительской оценки образует опять-таки система общественного производства, а не априорные психологические факторы. (В отрицании этой основы ji попытке объявить исходными психологические «склонности» потребителей состоит коренной методологический порок буржуазной теории предельной полезности.)

Методы определения потребностей населения. Существуют два подхода к определению и прогнозированию потребностей

100

населения - нормативный и статистический. Нормативный подход опирается на следующие положения.

По первых, предполагается, что существует верхний уровень потребностей—действительные общественные потребности (или абсолютная потребительская сила общества), которые характеризуют потенциальные возможности потребителей и не ограничены достигнутым сегодня уровнем производства. Этот уровень исторически подвижен, поскольку зависит от знаний, уровня культуры и так или иначе обусловлен развитием производства и перечнем способов удовлетворения потребностей. Тем не менее действительные общественные потребности могут быть заданы в виде некоего набора «идеальных», научно обоснованных целевых нормативов потребления благ.

Во-вторых, определяется более низкий уровень необходимых потребностей, т. е. таких, которые по составу и объему могут быть удовлетворены благодаря достигнутому к рассматриваемому моменту времени уровню производства и социальных условий. Ясно, что этот уровень более изменчив и непосредственно обусловлен социально-экономическим развитием.

Наконец, в качестве нижнего уровня потребностей может быть задан минимум средств существования, который обеспечивает жизнедеятельность потребителей в данных исторических условиях. Он тоже не постоянен. В современном мире в понятие потребительского минимума входят и определенный круг средств информации, и известный уровень образования и т. п.

В научных исследованиях пытаются выявить все три уровня потребностей. Они используются в плановых расчетах как общие долгосрочные целевые ориентировки (по верхнему уровню), как целевые показатели перспективных планов, а также при планировании распределения благ (уровень необходимых потребностей), определении минимальных уровней заработной платы, пенсий и пособий (уровень социального гарантированного минимума).

Нормативы потребления, сведенные в единую систему, образуют нормативный бюджет семьи как основной потребительской ячейки общества, связанной не только родственными узами, но и экономическими отношениями (накопленным имуществом и общим бюджетом доходов и расходов). В зависимости от принимаемых норм различают несколько видов нормативных бюджетов, основными из которых являются минимальный и рациональный бюджеты.