Хронографические карты - новый тип дидактического материала по истории, страница 3

Для мобилизации зрительной памяти учащихся при усвоении школьного материала по истории на хронографических картах кроме различных цветов и линий используется также штриховка, которая показывает зависимость одного государства или народа от другого. При этом штриховка выполнена тем же цветом, который присвоен стране или народу-поработителю. Направление наклона штриховки также, когда это возможно, указывает на эксплуататора. Факты культурной и религиозной жизни представлены на хронографических картах синим цветом, а события классовой борьбы — красным.

Среди хронографических карт есть и такие, которые специально посвящены только истории культуры. В принципе внутри контуров, показывающих динамику изменения площади, можно поместить любую историческую информацию.

В идеале хронографические карты должны быть разработаны с таким расчетом, чтобы на каждый урок, где есть объяснение нового учебного материала, приходилась специальная хронографическая карта. Их можно использовать и при проведении контрольных работ. Для этого нужно лишь опустить часть информации, содержащейся на картах, и предложить учащимся дописать ее самим.

Поскольку, в отличие от историко-географи-ческой карты, где можно ориентироваться относительно всех сторон света, на хронографической карте это не позволяет сделать вертикальный временной масштаб, лучше всего пользоваться на уроках обеими картами соответствующего периода. При этом на историко-географической карте можно представить присоединенную или потерянную территорию, а на хронографической карте — более точно оценить ее площадь.

В дальнейшем, как мне представляется, можно будет разработать специальные компьютерные программы, которые позволят создавать многочисленные усовершенствованные варианты хронографических карт.

Хронографические карты органично дополняют комплект принципиально новых учебных пособий для средних школ, гимназий, лицеев и колледжей, стимулирующих творческое отношение к освоению учебного материала по истории.

Мне думается, необходимо показать школьникам, что история — наука многообразная, что учителя, авторы учебников, научных тру-


дов, в том числе маститые академики, излагают лишь свои отдельные мнения. Учащиеся (по личной инициативе) вполне могут попытаться написать свой вариант учебника в виде конспекта, который поможет им в конце года при сдаче экзамена или зачета по пройденному материалу.

Хронографические карты можно использовать как учебное пособие, помогающее школьникам научиться обобщать сухой материал хронологических таблиц. Для того чтобы дать характеристику той или иной исторической эпохи, вовсе не обязательно пересказывать все события того периода, важно уметь их кратко обобщить. С этой точки зрения хронографическая карта позволяет не только напомнить, скажем, годы походов ордынских ратей на русские земли в XIII—XV вв., но и представить, насколько частыми они были, что не предполагает их непременного запоминания.

Широкое применение хронографических карт в учебном процессе поможет в конечном счете создать более компактные учебники по истории, освещающие главным образом теоретические аспекты исторического знания и содержащие задания для работы с хронографическими картами. Работу над одним из вариантов подобного учебника автор настоящей статьи уже начал параллельно с подготовкой карт к изданию. Здесь также значительно больше внимания будет уделено историческим источникам и проблеме обучения школьников искусству написания сочинений по истории. Последнее важно в связи с тем, что сегодня довольно часто при приеме в вуз проводится письменный экзамен по истории Отечества.

К сожалению, разразившийся летом 1998 г. финансовый кризис сорвал намечавшееся издание пробного тиража хронографических карт в издательстве «Школа-Пресс».

Все это побудило меня обратиться к Вам, уважаемые читатели журнала, с просьбой о помощи в организации издания этого принципиально нового дидактического материала для нашей обновляющейся школы. Понятно, что преподавателю не по силам спонсировать такой проект, но у многих из Вас есть знакомые предприниматели, среди которых найдутся заинтересованные в недорогой, но эффективной всероссийской рекламе. На каждом атласе или комплекте хронографических карт, тираж которых распространится по всей стране, будут указаны спонсоры.

(Контактный телефон для желающих помочь изданию: (095)598-9243, Юрасов Михаил Константинович.)