Хронографические карты - новый тип дидактического материала по истории

Страницы работы

Содержание работы

Хронографические карты - новый тип

ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ


ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ

школе давно известны опорные конспекты — дидактический материал, применяемый при изучении как гуманитарных, так и негуманитарных предметов. Опорные конспекты по истории, как правило, представляют собой краткое изложение основной информации изучаемых тем, зашифрованной специальными условными знаками. Это позволяет дать на маленькой карточке максимум наиболее важных сведений, отражающих содержание части, а то и целого параграфа. При этом делается расчет на ассоциативную память учащегося, который может воспроизвести весь изучаемый материал, опираясь на его основные вехи.

Недостатком опорных конспектов по истории, которые мне приходилось видеть, является прежде всего ограниченность ребусной формы, применяемой при их составлении. К тому же здесь мало используется зрительная память учащихся и практически никак не используются возможности применения цвета. Устранить эти недостатки позволяют хронографические карты — по сути своей такие же опорные конспекты, но более высокого уровня.

Прообразом хронографических карт является река времен — разновидность генеалогического древа, широко распространенная в XVIII в. в различных странах Европы, в том числе и в России. Она представляла собой схему, на которой в виде истоков и притоков показаны становление и взаимовлияние различных народов друг на друга в ходе исторического процесса. Так, например, в реку, представляющую Римское государство, вливаются в качестве притоков линии покоренных римлянами народов. Уже тогда для большей достоверности изображаемого использовалась вертикальная шкала времени, на которой были отмерены столетия человеческой истории. Одна из таких «рек времен» хранится в Москве в Государственной публичной исторической библиотеке.

Впоследствии «реки времен» превратились в более компактные хронографические кар-


ты, посвященные истории отдельных народов. Наряду с характерными обозначениями различных народов в виде потоков на хронографических картах конца XIX — начала XX в. можно встретить и отмеченные под соответствующими годами территориальные приобретения или потери государства, созданного тем или иным народом. Одним из примеров подобных таблиц является хронографическая карта Польши, помещенная между страницами 74 и 75 сочинения В.А.Истомина «Всеобщая история. ВыпускI. Чтения из истории западных и южных славян», вышедшего в Москве в 1904 г. Характерно, что названная книга была издана комиссией по устройству чтений для рабочих, которая, безусловно, требовала от авторов прежде всего доступности и наглядности изложения материала для лучшего понимания его малообразованными читателями.

Автор настоящей статьи не является создателем хронографических карт как таковых, он лишь попытался их усовершенствовать. К сожалению, советская общеобразовательная школа совсем не пользовалась хронографическими картами, в результате чего они были преданы полному забвению.

Между тем накопление достаточного опыта использования опорных конспектов открыло новые возможности для усовершенствования хронографических карт. Именно поэтому вот уже в течение 16 лет я занимаюсь их разработкой. Вначале я их рисовал для подготовки к вступительным экзаменам, затем готовился по ним к экзаменам в вузе и, наконец, последние восемь лет использую в качестве наглядных пособий при объяснении учащимся нового материала по истории.

В составленных мной хронографических картах сохранилась установившаяся еще в «реках времен» традиция использования вертикальной шкалы для обозначения времени, а также опора на динамику изменения площади государства (территориальные приобретения или потери), которые я заимствовал у В.А.Истомина, но сам характер подачи этой информации принципиально изменен.

Если на хронографической карте Истомина и ей подобных просто указывались год и назва-


ние присоединенной или потерянной территории, то на разработанных мной хронографических картах это показано по принципу расположения материала в обычных школьных атласах по истории, т.е. путем расширения или сужения полосы, занимаемой тем или иным народом или государством в определенное историческое время.

Таким образом, хронографические карты нового поколения ближе к диаграммам, а не к схемам в духе «реки времен». Наряду с традиционным вертикальным масштабом, програду-ированным в единицах времени (тысячелетия, века, десятилетия, годы, месяцы), я использую еще и горизонтальный масштаб, рассчитанный в единицах площади (тысячи или миллионы квадратных километров).

Похожие материалы

Информация о работе