Хронографические карты - новый тип дидактического материала по истории, страница 2

Первоначально для школьников я рисовал только настенные хронографические карты большого формата на нескольких склеенных ватманских листах. В качестве дидактического материала по отечественной истории они были опробованы мной в 1989/90 учебном году в Заборьевской средней школе Домодедовского района Московской области, где я работал учителем истории. Учащимся понравилось новое наглядное пособие, однако сфера его применения была в то время весьма ограниченной, поскольку на каждом уроке имелась только одна карта на всех, которой пользовался учитель при объяснении нового материала, а дети имели возможность использовать ее лишь для повторения перед уроком домашнего задания.

В дальнейшем, наряду с применением настенных хронографических карт, я начал изготовлять по просьбам учащихся их уменьшенные копии. На ксероксе размножался контур, изготовленный по принципу контурной карты, который затем раскрашивался различными карандашами.

Хронографические карты эффективнее всего использовать при объяснении учителем нового материала и при закреплении учащимися домашнего задания после прочтения текста учебника, а также, как уже говорилось выше, при повторении домашнего задания. Хронографические карты призваны стимулировать стремление учащихся не просто прочитать и вызубрить домашнее задание, а попытаться обобщить, систематизировать заданный материал, увидеть в нем то, что невозможно передать в тексте учебника.

Наряду с типичными для опорных конспектов условными обозначениями большое значение в передаче информации хронографических карт имеет цвет. (В предлагаемых Вашему вниманию иллюстрациях мы были вынуждены заменить цвет разной штриховкой. — Ред.) Удач-


ное цветовое решение помогает предегавиid картину противоборства различных политических образований в тот или иной исторический период.

Поскольку политические образования могли представлять собой как единые сильные государства, так и переставшие подчиняться центральной власти независимые феодальные владения, на хронографических картах применяются различные их обозначения. Непрерывные линии диаграммы отражают динамику изменения площади единого государства или территории, покрытой ледником, а также крупных политических образований периода феодальной раздробленности. Пунктирные вертикальные линии очерчивают площади мелких удельных княжеств. При этом контуры единых государств заполнены соответствующим цветом (штриховкой), а у крупных уделов лишь обведены границы.

В соответствии с вертикальным масштабом внутри непрерывных линий, показывающих динамику изменения площади политических образований, представлены даты событий, которые упоминаются в тексте базового учебника. Они делятся на три группы. Важнейшие из них, вошедшие в хронологическую таблицу необходимых дат для запоминания, даны прописными буквами. Даты, важные для усвоения конкретного параграфа, выделены курсивом. Прочие маловажные дополнительные даты представлены на хронографических картах обычным шрифтом. Среди них могут быть и те, которые конкретно не упоминаются в тексте учебника, но подразумеваются или помогают лучше понять причины других, упомянутых в учебнике событий.

Хронографическая карта позволяет охватить одним взглядом всю основную информацию одного или нескольких уроков. При объяснении нового материала учитель не просто рассказывает, а «путешествует» с помощью указки по висящей на стене хронографической карте. Учащиеся при этом не просто слушают педагога, а следят по своим индивидуальным картам за «путешествием» учителя.

Используя возможности диаграммы, можно давать учащимся дополнительные задания, которые невозможно выполнить с помощью учебника или специальной литературы, но которые помогают систематизировать учебный материал или взглянуть на него в другом ракурсе. Хронографическая карта позволяет составлять полные списки правителей государств и княжеств с годами правления (что любят делать авторы учебников последнего времени в виде готовых таблиц), таблицы площадей княжеств в порядке убывания либо по алфавиту, вычислять площадь земель присое-


диненных по окончании победоносной войны или в ходе объединения уделов и т.п. Такая работа помогает заметно оживить интерес к истории у детей, склонных к изучению точных наук.