Проектирование асинхронного двигателя с асимметричным магнитопроводом (Безопасность и экологичность проекта), страница 3

8. Применение коллективных и индивидуальных средств защиты, в том числе электрозащитных средств.

9. Выполнение требований системы стандартов безопасности труда.

Для обеспечения надежной защиты персонала от поражения

электрическим током произведем расчет необходимого защитного

заземления электрического оборудования.

Контур заземления выполнен в виде вертикально забитых в землю

труб, соединенных между собой полосой. Верхние концы труб и

соединяющие их стальные полосы находятся ниже уровня земли на 0.8м.

Сопротивление растекания одной трубы длиной 3 м при погружении ее

ниже уровня земли на 0.8м определяется по формуле:

Rв=(0.366*г)/1*(1g(2*1/d)+0.5*1g((4t-1)/(4t+1))

где: 1 = 2 м - длина трубы;

d = 0.05 м - внешний диаметр трубы;

г = 145 Ом*мм2/м - удельное сопротивление грунта;

t - глубина залегания,

       t=1/2+0.8=2/2+0.8=1,8м;

 Rв=(0.366*145)/3*(lg(2*2/0.05)+0.5*lg((4*1.8-3)/(4*1.8+3)) = 32.6 Ом

Сопротивление растеканию горизонтального электрода из полосовой стали:

Rr = (0.366/l)*r*lg((2*l)/(b*t1) где:

            b =0.04 м - ширина полосы;

l = 6м- длина полосы;

ti = 0,8 м- глубина залегания.

Rr = (0.366/6)* 145*lg((2*6)/(0.04*0.8)) = 22.7 Ом.

Сопротивление контура, состоящего из вертикальных и горизонтальных заземлителей:

Rз.к=1/((Пг/Rг)+(Пв*П/Rв))

где: Пв=0.55 -  коэффициент, учитывающий использование

вертикальных заземлений по контуру;

Пг=0.27 -  коэффициент, учитывающий использование горизонтальной полосы заземления;

П = 20 -  количество вертикальных электродов.Rз.к=1/((0.27/22.7)+(0.55*20/39.4)) =3.44 Ом

5.2.3 Требования к пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объектов, имеющих электрические сети, регламентируется в ГОСТ 12.1.004-85 [9]. Так как машина может находиться в условиях различных помещений (от цехов до жилых помещений, отнесенных по пожарной безопасности к категории Г или Д (Отсутствие в больших количествах горючих и сгораемых материалов). В целях обеспечения пожарной безопасности в этих помещениях предусмотрены следующие положения, зафиксированные в «Инструкции по технике безопасности»:

-запрещается загромождать проходы и подступы к средствам пожаротушения;

-запрещается курение в помещение и применение открытого огня;

-запрещается хранение на рабочем месте ЛВЖ в неприспособленной таре;

-запрещается использование неисправного электрооборудования;

-по окончании работы обесточить электрооборудование и навести порядок на рабочем месте.

На случай возникновения пожара должны быть в наличии углекислотные огнетушители ОУ-2, не менее 2 штук.

Собственно двигатель является пожаробезопасным объектом, так как изготавливается (в соответствии со СниП П-2-80) из несгораемых материалов (железо, медь алюминий) и трудносгораемых (изоляция обмоток и проводов) материалов. Рабочая температура двигателя не может быть выше 155оС, класс изоляции F обмотки машины соответствует этой температуре, поэтому возгорание ее возможно только в случае короткого замыкания внутри обмотки. Но так как двигатель имеет заливку обмоток компаундом на основе эпоксидной смолы и порошка оксида алюминия, и полностью закрыт от внешней среды корпусом, то вероятность выхода пламени наружу практически исключена. Для обеспечения взрывобезопасности необходимо применять специальное исполнение асинхронного двигателя.

5.2.4 Меры по защите персонала от термических ожогов и травмирования вращающимися частями электродвигателя

Температура поверхности корпуса машины может достигать порядка 80оС, что может вызвать при прикосновении к нему ожоги кожи, поэтому для улучшения условий охлаждения и предотвращения возможности прикосновения к нагретым частям двигатель закрывается металлическим кожухом вдоль всего корпуса.