Экономический рост. Государственное регулирование НТП и экономического развития

Страницы работы

Содержание работы

Лекция Экономический рост

Часть I.                Особенность современного рынояного хозяйства – его переход к новому качеству роста. Что под ним понимается? О новом качестве развития экономики можно говорить тогда, когда выполняется по меньшей мере три условия:   

Первое условие – экономический рост становится исключительно интенсивным, сопровождается повышением эффективности производства на основе достижений НТП, применения ресурсосбережающих технологий.

Второе условие – вещественное наполнение прироста производства в основном из продукции тех отраслей, которые определяют технологический прогресс и обслуживают потребности человека. Подобное возможно лишь там, где экономика предрасположена к прогрессивным структурным преобразованиям. Если взять страны Западной Европы, то окажется, что в 80-е годы наиболее доходными были отрасли, выпускающие на рынки услуги, выработанные с помощью передовых информационных технологий и торгующие самой информацией.     

В 1984 суммарный доход, который принёс Европейкий информационный рынок, был равен всего 270 млн. $, а уже в 1991 году он достиг 5 млрд. $, что говорит о беспрецендентно высоком 40%-ом среднегодовом темпе прироста. Компьютерный информационный бизнес будет прогрессировать от 20% до 70% в год, оттесняя старые отрасли. Именно такие сектора экономики вносят всё более заметный вклад в прирост национального дохода, определяют его качественное содержание.         

Третье условие – установление границ, за пределами которых экономическое развитие признаётся социально опасным. Введение ограничителей диктуется необходимостью сохранения среды обитания человека и невоспроизводимых ресурсов.

Едва ли сейчас можно назвать страну, где бы все три условия соблюдались в полной мере. Однако мировое хозяйство уже находится в состоянии движения к новому качеству роста. Кто придёт на финиш первым? Тут много зависит от устройства национальной экономической системы. При всём их однообразии ясно одно: в экономиках не рыночного типа, где отстутствуют деёственные механизмы развития НТП и освоения передовых технологий, госпоствует расточительная эксплуатация ресурсов, сохраняется отсталая структура производства, новое качество экономического роста недостижимо.       Нерыночные хозяйства обречены на нарастающее отставание в области науки и технологии. Без рыночных стимулов тут не обойтись. Свидетельством служит наша экономика. Так, экономический анализ уровней, на которых в середине 80-х годов оказалась наша страна, занимающаяся внедрением компьютерных технологий и автоматизацией производства, дал следующие результаты (оценка по десятибальной шкале):   США – 9,9 б.; Япония – 7,3 б.; государства Западной Европы – 4,4 б.; СССР – 1,5 б. В области биотехнологии показатели следующие: США – 8,9 б.; Япония – 5,7; государства Западной Европы – 4,9 б.; СССР –  1,3 б. Значит разрыв в скорости освоения научно-технических разработок. В США порядка 68% изобретений реализуются в произоводстве в течении первых 2-х лет с момента получения авторского свидетельства, в ФРГ – 64%, в ССР – 23%.           Вместе с тем, действуя в автономном режиме, механизмы рынка тоже не в состоянии обеспечить решение проблем перехода к новому качественному росту. Поэтому вопросы экономического развития ещё долго будут зоной высокой активности государства.

Часть II. Госусдарсвенное регулирование НТП и экономического развития.

Способ воздействия на экономический рост тогда результативен, если его конечное назначение состоит в том, чтобы у каждого потенциального инвестора были достаточно сильны мотивы вкладывать капитал и финансовые ресурсы, позволяющие ему это делать. Вопрос ставится так: для инвестиций нужны стимулы и деньги (и и государство должно в этом помочь рынку), а работники и средства производства появятся сами собой. Такая линия отражает реальность рыночной экономики, где не ведают, что такое хронический товарный дефицит. Не улучшается и длительный нехваток рабочей силы, которую инвесторы преобретают не только на отечественном, но и на мировом рынке труда.             Отсюда следует, что накопленный передовыми государствами богатейший опыт регулирования экономического роста имеет, однако, ограниченную ценность для стран, только приступивших к формированию современных рыночных отношений. Поскольку существует глубокая товарно-денежная несбалансированность, подражание зарубежной практике может привести к плачевным результатам. Без движения к рынку невозможно применение западных методов борьбы с инфляцией, безработицей и т. д.                Другое обстоятельство: если инфляция разрушает экономику, то любое продвижение по пути её сокращения, одновременно работает и на экономический рост, приближает его новое качество. Также можно расценить эффективную антимонопольную политику, помогающую сломать механизмы, которые угнетают НТП, или правильную организацию перерасперделения доходов, не допускающую заметного ослабления стимулов к инвестированию капитала.

Похожие материалы

Информация о работе