Экономический рост. Государственное регулирование НТП и экономического развития, страница 2

Что же касается деятельности государства, имеющей непосредственное отношение к экономическому росту, то она развертывается по 5 основным направлениям.

Прежде всего, государство берет на себя те проблемы, решение которых, в принципе, недоступно рыночной системе. Это такая разновидность общественных товаров, как фундаментальная наука. Без нее немыслимы современные НТП, на появление в экономическом развитии новое качество роста, но с другой стороны очевидна не заинтересованность бизнеса к правительству и продаже такого «изделия» по причине непредсказуемости результатов, полной неясности со спросом и сроками окупаемости (??) затрат. К первому направлению относят меру по охране окружающей среды и не воспроизводимых ресурсов. Руководствуясь экологическими соображениями, оно определяет пределы экономического роста, а стало быть, придает ему новое качество.

Антициклическое регулирование – второе направление (политика краткосрочной стабилизации). Главный способ – экспансионная денежная политика (по кредитной системе). Осуществляя ее, государство оказывает двоякое воздействие на спрос. Во-первых, увеличивая объем денежной массы в обращении, оно провоцирует инфляцию открытого типа, рост цен. Потребители повышают свой спрос на товары и услуги. А это и надо государству. Во-вторых, наращивая (??) денег, оно вызывает кратковременное снижение процентных ставок. Кредит дешевый и предприниматели наращивают спрос на (??) правительства. Им теперь выгоднее не столько направлять деньги в банк (% не большой), сколько расходовать их на покупку акций, что тоже способствует деловой активности. Государство также помимо денежной политики использует для установления краткосрочной стабилизации налоговую политику. Когда надвигается спад, оно старается уменьшить налоговое бремя, подстегнуть таким образом текущий спрос, а в переходы подъемов действует противоположным образом.

Если ни денежная, на (??) политика не дает результатов, не позволяют уравновесить рынки, государство само создает дополнительный спрос. Увеличиваются бюджетные расходы, иной раз даже за пределы доходов. Возникает дефицит бюджета, для покрытия которого государство берет взаймы из разных источников, в частности, одалживает деньги у собственников ЦБ. Именно они и образуют добавочный спрос. Но инфляционные методы носят негативный характер.

Структурное регулирование.

Движение к новому качеству экономического роста означает, в частности, проведение прогрессивных структурных преобразований правительства. Хотя это и задача рынка, но государство тоже не устраняется от участия в ее решении. К числу основных форм структурного регулирования относятся бюджетная и кредитная политика. Практикуется конкурсное распределение бюджетных субсидий (грантов), которые обычно достаются фирмам, способным на подлинные и структурные прорывы, обеспечивающим быстрый прогресс передовых отраслей. К ним добавляются налоговые стимулы. Схема: если предприниматели инвестируют свои капиталы (??), их зовет государство, сумма налоговых выплат как правило снижается. Корпорация, которая собирается заняться развитием приоритетных отраслей, государственные банки дают кредиты на более длительный срок и за меньшую плату. Когда так поступают частные банки, их (??) уже подвергаются не обычному, а льготному налогообложению. Иногда государство выделяет бюджетные ассигнования и отправляет их целевым маршрутом в сектора экономики, развитие которой требуется ускорить.

В условиях рыночной экономики последний способ регулирования является исключением. В эффективно работающей рыночной экономике инвестиционная роль государства в принципе ограничена рамками, зонами естественного монополизма, и выход за ее пределы допускается лишь в особых случаях и только на временной основе.

Региональная политика.

Региональные диспропорции, существующие во многих развитых странах и тормозящие переход к новому качеству экономического роста, порождены комплексом различных причин, среди которых экономическая составляющая за частую отнюдь не доминирует, не ограничиваясь решением проблемы региональной безработицы и пытаясь вправить остальные региональные перекосы, государство так ориентирует инвестиционный прогресс, чтобы он помог вывести остальные районы из состояния упадка. Принципы и инструменты тут те же, что используются при проведении структурного регулирования (налоги, кредиты, бюджетные расходы), меняются лишь причины и цели. Особую роль играют наднациональные программы, те которые выполняются в рамках ЕЭС и предназначены для завершения европейской интеграции.