Развитие творческого мышления ребенка. Тренинг фантазии и воображения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Московский психологический журнал. №10 Развитие творческого мышления ребенка. Тамберг Ю.Г.

Развитие творческого мышления ребенка, воображения, фантазии. Тренинги.В январском выпуске Московского Психологического Журнала мы продолжаем публикацию избранных глав книги Тамберг Ю.Г. "Развитие творческого мышления ребенка". Начало публикации смотрите в декабрьском номере нашего журнала. В этом номере мы публикуем следующие два раздела: "Тренинг умения задавать умные вопросы" и "Тренинг фантазии и воображения".

Тренинг умения задавать умные вопросы.

Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Человеку всегда чего-нибудь да хочется, в частности что-то узнать, поэтому люди и задают вопросы. Говорят, что если бы мы прекратили задавать вопросы, мы бы сами поставили себя "под вопрос". Что такое вопрос? В словаре С. И. Ожегова читаем: "Вопрос - это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа". То есть вопросом мы кого-то озадачиваем. Чем отличается вопрос от задачи? "Задача - это то, что требует исполнения, разрешения". В задаче указывают исходные данные, требования и граничные условия, при которых задача должна быть решена, а вопрос - это довольно кратко изложенная задача. На наш взгляд, принципиальной разницы между вопросом и задачей нет, так как и задача, и вопрос требуют умственных усилий. Например, проблемный вопрос: "Как обустроить Россию?", распадается на тысячи постановочных задач. А вопрос: "Когда родился Александр Сергеевич Пушкин?" имеет один правильный ответ: 26 мая 1779 года. Скажем так: вопрос можно перевести в задачу, если указать граничные условия. В вопрос можно вложить практически любой смысл, прямой и скрытый, как говорят "со вторым дном", "окрасить" вопрос любой эмоцией. Поэтому умение задавать вопросы можно отнести к искусству. Кстати, искусство журналиста - это задавать умные и интересные вопросы и вежливо выслушивать ответы. К сожалению, многие люди недостаточно хорошо умеют задавать вопросы и отвечать на вопросы. Вот несколько примеров тому. 1. - Машенька, какие числа идут за цифрой три? - Все остальные. (Надо было попросить перечислить все числа, идущие за цифрой 3, тогда бы Машенька начала называть числа натурального ряда). 2. А вот "содержательный" разговор с секретаршей по телефону: - Дайте мне, пожалуйста, телефон заместителя директора. - Зам сейчас у директора. - Я прошу его телефон и позвоню, когда он вернется в свой кабинет. - Вот когда вернется, тогда и звоните! Вопрос задан точно, а ответ ужасен, по сути - нет ответа. 3. - Все ли грибы можно есть? - Все грибы можно есть, но некоторые только один раз. Вопрос задан не точно, а ответ точен. 4. - Сколько стоят ваши апельсины? - Они кончаются. (!) 5. - Будут ли билеты перед началом спектакля? - Касса справок не дает! 6. - Есть в продаже лимоны? - У нас обед, вы что, не видите? Психологи считают, что наше мышление в значительной степени состоит из задавания вопросов и ответов на них. Вопрос - это форма мышления, в которой выражается затребование информации. Задавание вопросов - это управление мышлением и осуществление обратной связи между людьми. Сильное мышление - это, в частности, умение задавать вопросы по существу. Мысль невозможна без вопроса. Путь от вопроса до ответа и есть работа мысли. Именно с целью развить мышление рекомендуется научить детей правильно задавать вопросы. Мама-Ворона учила своих воронят: - Бойтесь человека, который держит в руках камень, и не бойтесь человека, который держит руки в карманах. - А если у человека в кармане камень? - спросил Вороненок. - С тобой все ясно, - сказала Мама-Ворона, - тебя больше не надо учить, ты осторожен. Метод контрольных вопросов. Родоначальником метода отыскания истины путем постановки сильных наводящих вопросов и последующих ответов на них считается древнегреческий философ Сократ. Как известно, Сократ в беседах со своими учениками столь искусно задавал вопросы, расчленяя мысль на маленькие звенья, что истина у ученика в процессе ответов на вопросы Сократа рождалась как бы сама собой. Поэтому не случайно этот метод мышления называют сократикой, в честь Сократа, или майевтикой (буквально: повивальное искусство), в честь матери Сократа, которая была повивальной бабкой. Сократ тоже был учителем. Как вы думаете, кому труднее, Сократу или современному учителю

Похожие материалы

Информация о работе