Внимание как особый процесс, организующий психическую деятельность. Психологический климат: понятие, методы изучения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра Экономика труда и управление персоналом

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу «Психология и педагогика»

ВАРИАНТ 9

на тему:

1.  Внимание как особый процесс, организующий психическую деятельность.

Виды и качества внимания.

2.  Психологический климат: понятие, методы изучения.

       Факторы формирования психологического климата коллектива.

3.  Средства и методы педагогического воздействия на личность.

       Психолого-педагогические основы организаторской работы руководителя.

ВЫПОЛНИЛ:      

Студентка 1 курса 

Специальность

«Маркетинг»

ВВ и ДО

РУКОВОДИТЕЛЬ:

г. Самара 2005г.


Содержание

С.

1. Внимание как особый процесс, организующий психическую деятельность. Виды и качества внимания.

3

2. Психологический климат: понятие, методы изучения. Факторы формирования психологического климата коллектива.

6

3.Средства и методы педагогического воздействия на личность. Психолого-педагогические основы организаторской работы руководителя.

10

4. Психологический практикум.

17

5. Список использованной литературы.

39


1. Внимание как особый процесс, организующий психическую деятельность. Виды и качества внимания.

Внимание - это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности сознания на нем. Это обеспечивает адекватное отражение объекта, он воспринимается более полно, точно и качественно. Внимание обеспечивает также и успешность деятельности. [4]

Природа и сущность внимания вызывают серьезные разногласия в психологической науке. Одни ученые полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Другие утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Но открытие нейронов внимания, клеток детекторов новизны, изучение особенностей функционирования ретикулярной формации и особенно образования доминант, являющихся физиологическим коррелятом внимания, позволяет утверждать, что оно представляет собой психическое образование, чьи структуры анатомически и физиологически относительно не зависимы от сенсорных процессов. [3]

Внимание проявляется как в сенсорных процессах (зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, осязательное и др.), где его объектами выступает действительность во всем ее многообразии, так и в мнемонических, мыслительных. Здесь объектами внимания являются воспоминания, представления человека, его мысли, переживания. [4]

Виды внимания.

Природный или естественный вид внимания, дано человеку с самого его рождения связанный обычно с проявлением инстинктов размножения или самосохранения или с саморегуляцией организма. Например. При переходе дороги я обращаю внимание на то, не едет ли на меня машина и лишь, потом спокойно перехожу дорогу. Такие действия связаны с инстинктом самосохранения.

· Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным, сознательным реагированием на объекты. Например. Однажды я зашла в кафе, попить кофе с пирожными, продавец куда-то отошел, а пирожные стояли непосредственно на прилавке. И тут стоящий за мной подросток схватил несколько пирожных и выбежал из кафе. Этот подросток привлек мое внимание как нарушитель  общепринятых норм поведения.

· Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Например. На лекции по маркетингу я внимательно слушаю, и стараюсь записать, то,  что говорит преподаватель, поскольку мне данный предмет интересен и необходим.

· Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов. Например. На лекции преподаватель рассказывает лекционный материал и  указывает на методическое пособие, которое рекомендуется для подготовки контрольной работы при  этом мое внимание переключается на пособие.

· Произвольное внимание возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, осознанные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов (воздействий) как объектов внимания. В таких условиях нередко требуется определенное усилие воли

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
615 Kb
Скачали:
0