Естественно-научные основы психологии. Основные категории педагогической науки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Московская финансово-юридическая академия

Ярославский филиал

Контрольная работа

по дисциплине

«Психология и педагогика»

Вариант № 2

Студент группы ФИН-13

Преподаватель

Дата сдачи

Подпись методиста


СОДЕРЖАНИЕ

1. Естественно-научные основы психологии

2. Основные категории педагогической науки

Литература


1. Естественно-научные основы психологии

Материальной основой психологии человека является высшая нервная деятельность (ВНД). Так утверждается большинством школ психологов и физиологов. Но надо отметить, что различные школы по-разному объясняют технологию перехода актов физического воздействия в психические акты.

В числе основных выделяются две школы: это сторонники теории бихевиоризма и сторонники «теории условных рефлексов».

Бихевиоризм (от англ. behaviour – поведение) – это ведущее направление американской психологии ХХ века. Последователи бихевиоризма считают предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды. Родоначальником бихевиоризма считают Б.-Э. Торндайка, а автором программы и термина стал Дж. Уотсон.

В 30-х годах прошлого века возникает другое течение в психологии, которое стало одним из ответвлений классического бихевиоризма.

Э. Толмен и К. Халл, пытаясь преодолеть ограниченность основной схемы бихевиоризма «стимул → реакция», вводят в неё ещё одно звено – «промежуточные переменные» (различные познавательные и побудительные факторы). Данная теория была названа необихевиоризмом.

Однако и бихевиоризм, и необихевиоризм утверждают, что разобраться в процессе превращения физического в психическое невозможно. Поэтому сторонниками данных теорий проповедуется позиция, что «необходимо знать стимулы, создание которых обеспечивает желаемую реакцию».

Другая школа представляет «теорию условных рефлексов». Данная теория рассматривает строение и функции центральной нервной системы (ЦНС) и основные закономерности высшей нервной деятельности (ВНД).

Условные рефлексы (временные связи) – это рефлексы, вырабатываемые при определённых условиях в течение жизни человека (или животного); формируются на основе врождённых безусловных рефлексов.

В XX столетии психология вступила в период создания научных основ разработки ее важнейших проблем. В настоящее время психология имеет свой особый предмет изучения, свои специфические задачи, свои специальные методы исследования; она располагает сетью психологических учреждений (институтов, лабораторий, учебных заведений, готовящих кадры психологов), журналами и специализированными книжными издательствами. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.

Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал крепнущий союз ее с естествознанием, начало которому было положено еще во второй половине XIX в. Сюда относится внедрение в психологию экспериментального метода (Г. Фехнер), особенно после выхода в свет книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», в которой было показано, что психические явления такие же естественные явления, как все другие функции человеческого организма, что они не могут быть беспричинными, а суть результат рефлекторной отражательной деятельности нервной системы. Рефлекторная теория И.М. Сеченова, получившая дальнейшее развитие в учении И.П. Павлова об условных рефлексах, в трудах учеников Павлова — Л.А. Орбели, П.К. Анохина, К.М. Быкова, Н.И. Красногорского, а также в работах А.А. Ухтомского, Н.А. Бернштейна, И.С. Бериташвили и др., составила естественнонаучную основу психологических знаний. В настоящее время это естественнонаучное обоснование психологической науки усиливается за счет углубленного изучения нейрофизиологических механизмов мозговой деятельности, осуществляемого российскими и зарубежными учеными. Таким образом, успехи в исследовании сложной системы физиологических механизмов психической деятельности явились конкретным результатом связи психологии с передовым естествознанием.

Для выяснения той роли, которую играет психика в поведении человека, много дали исследования психологов-клиницистов (В.М. Бехтерев, С.П. Боткин, С.С. Корсаков, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев и др.), разработавших основы медицинской психологии. Возникнув на стыке психологии и медицины, медицинская психология использует достижения психологической науки в диагностике и лечении болезней, в разработке вопросов, связанных с восстановлением здоровья и профилактикой заболеваний. То обстоятельство, что развитие болезни, с одной стороны, зависит от психических факторов (апатия, тревожность, мнительность и т.д.), ас другой—само заболевание ведет к возникновению особых психических состояний, которые могут, например, снижать эффективность терапевтического воздействия, делает необходимым объединение усилий врача и психолога. Вместе с тем клинико-психологические исследования нарушений психики при поражении некоторых областей коры мозга, например височных долей, дают новые данные для понимания закономерностей восприятия и памяти. Психолог-клиницист, выяснив характер психологических расстройств устной или письменной речи больного, уточняет локализацию очага поражения в определенном отделе больших полушарий головного мозга человека, помогая тем самым нейрохирургу.

Таким образом, современная психология в своем развитии

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Контрольные работы
Размер файла:
97 Kb
Скачали:
0