Праздник букваря. Партитура школьного дня (Методы работы с детьми Ш.А.Амонашвили), страница 3

Ам. выступает против императивной власти педагога, против авторитарной педагогики, самовластности педагога. Он считает, что право выбора в таких случаях, как «кого послать в гости», «кому выступить», «кому поручить дело», должно оставаться за коллективом детей. В случае выбора сделанного самими детми, у них не возникает чувсва ущемления педагогом их собственных притязаний, а коллективное решение будет восприниматься как личное.

·  « Секретные совещания »

Ам. предлагает очень интересную для детей форму приобщения их к нормам нравственного поведения. Беседа с мальчиками об отношении к девочкам организуется как «секретные совещания». Почему именно так ?

1)  Девочкам незачем знать, какие наставления получают мальчики.

2)  При закрытых дверях с мальчиками можно поговорить более откровенно и разъяснить им, что такое мужское достоинство.

3)  Дети любят иметь какие-либо свои секреты.Такая форма общения будет стимулировать их деятельность.

·  День рождения.

Это праздник для ребенка. Но Ам. считает, что для того, чтобы доставить ребенку радость ему не обязательно дарит гору шоколада, сотни игрушек. Чаще ему просто необходимо постоянство нежных и заботливых чувств, а в день рождения чуть больше внимания к его личности. Как можно это сделать в школе, в коллективе детей: 1. Утром объявляется именинник.

2. Дети говорят ему пожелания.

3. Учитель дарит подарок ( книгу ).

4. На стенде вешается  фотография именинника ( можно сделать отметку роста ).

5. Детям предлагают задания, связанные с именим этого ребенка.

6. На уроке рисования, дети рисуют для именинника.

7. Импровизированный концерт в четь именинника.

·  Личность и цвет чернил.

Обращаясь к нашим учебным годам, каждый может вспомнить с каким волнением он раскрывал возвращенную учителем тетрадь, расстраивался и волновался, увидя в нем красные линии и пометки. Такую тетрадь хотелось скорее закрыть.  И  конечно краные чернила, являющиеся  для учителя только способом ориентации ребенка на допущенные им  в письменной работе ошибки, уже не выполняли этой роли. Скорее они служили, чем-то вроде клейма, трактующегося как «ошибка, плохо, как тебе не стыдно».

Ам. говорит : Если я хочу усовершенствоавать свою методику воспитания на началах гуманности, то не должен забывать, что сам был когда-то учеником, и должен добиваться того, чтобы моих сегодняшних воспитанников не мучали те же переживания, что мучали меня когда-то.

Ам. предлагает : если красные чернила – это «Плохо!Ошибка», то пусть будут зеленые чернила, означающие «Хорошо!Молодец!Так держать!».

·  О « мелких »случаях.

В частых мелких ссорах, возникающих между детми Ам. советует вети себя педагогу в соответствии  с ситуацией. Часто дети сами воспитывабт друг друга, в этом случае вмешиваться в их общение не стоит. Бывает, что педагогу необходимо предпринять меры, но они должны быть опосредованными, например через народную мудрость или примером из литературы или из собственного опыта.

·  « Дух школы ».

Ам. считает, что детям не нужны отметки, они и без них будут учиться, если учение мы превратим в процесс развития познавательных стремлений, если дети не будут чувствовать на себе силу наших мер принуждения. Еще более ненужными отметки оказываютя для родителей этих детей. Похвалу или неодобрение за свои действия дети могут чутко ощутить в непосредственном общении с педагогом в школе. А вот для родителей Ам. совместно с детьми готовит «пакеты». В них нет оценок за четверти и полугодия, в них – работы самих детей и характеристика, данная педагогом и завучем.

·  Наша выставка.

Ам. со своими детьми делают различные выставки: это и сборники пословиц, сборники народной поэзии, вырезки невероятных явлений природы и другое. Вобщем на выставке демонстрируется все то, чем жили дет весь год.

Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступать не когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этх дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам.

Для шестилеток обязательно необходимы зрители, дети хотят удивлять, хотят радовать и прежде всего своих родителей.И последний день учебного года Ам. предлагает провести детям вместе с их родителями, устроить концерт для них.

Свои мысли по поводу воспитания и обучения шестилеток Ам. завершает формулой:

Способствовать взрослению ребенка в соответствии с его развивающимися силами – значит делать его детство радостным, увлекательным, эмоционально насыщенным. И наооборот: замедлять это движение к взрослению путем предоставления ребенку полной свободы с той мнимой логикой, что нельзя отнимать у него детство, значит лишать его истинного чувства переживания радости детства.

Детей надо любить всем сердцем и, чтобы их любить так, нужно учиться у них как следует проявлять эту любовь. Каждый школьный день, каждый урок должен быть осмыслен педагогом как подарок детям. Каждое общение ребенка со своим педагогом должно вселять в него радость и оптимизм.