Праздник букваря. Партитура школьного дня (Методы работы с детьми Ш.А.Амонашвили)

Страницы работы

Содержание работы

Амонашвили Ш.А.  Здравствуйте, дети !

Глава IV. Праздник букваря ( день 84 ).

Амонашвили говорит о том, что в начале своей педагогической деятельности он не владел всеми методами работы  с детьми, которые  использует сейчас, и своих первых учеников он искренне жалеет. Сегодня Амонашвили отходит от скушных, однообразных, мучительных упражнений, даже отходит от так называемой картинной наглядности предметов в ознакомлении детей со звуком. Он говорит, что самой лучшей наглядностью слова может стать его модель(Примеры моделей).

После знакомства с буквой через модель, Ам. Предлагает детям разнообразные задания.

Необходимо включить процесс выработки у детей навыка чтения в более широкую, содержательную, эмоциональную, интересную познавательную деятельность, формировать этот навык не как самоцель, а как способ решения познавательной задачи.

Ам. предлагает 6 форм заданий ( ребусы, кроссворды, намеренные ошибки и т.п. ).

·  Принцип составления первых учебников.

Ам. говорит о том, что ребенок 6 лет не терпит однообразия. Одна и та же книга ему быстро надоедает, поэтому педагог предлагает сделать учебники родного языка из 4 книжек:

1-     Мир речевой действительности.

2-     Мир тайн чтения.

3-4-  Развитие интереса к чтению.

В книжках – ребусы, стихи, рассказы, которые дети читают, учат на выбор.Ам. считает, что главный принцип дидактики – принцып радости ! Книга должна нести радость.

·  Спасибо тебе, букварь !

Праздник – утренник по поводу окончания изучения букваря. Дети говорят добрые слова в адрес своей первой книги.

·  Поздраляет школа.

Директор каждого ученика поздравляет с окончанием изучения букваря.

·  Ребенок – модель безграничности.

Первое в жизни сочинение шестилеток « Что меня радует и что меня огорчает ». Многие считаеют, что это не под силу детям этого возраста, но Ам. уже практиковал этот опыт в своей педагогической деятельности, результаты работ детей были ошеломляющие и Ам. сделал такой вывод:

Чем целенаправленнее будет обновляться методика обучения, способствующая выявлению и развитию глубинных потенций детей, тем она станет гуманнее, оптимистичнее и радостней.

·  Право каждого ребенка.

Нельзя хозяйничать на уроке, нарушать ход мыслей детей, занятых решением учебно-познавательной задачи. Нужно беречь право каждого ребенка работать спокойно.

Ам. научил детей не делать лишних движений при работе, не шуметь не задавать вопросов. Если необходимо что-то спросить – подойти к учителю или поднять руку, чтобы учитель сам подошел.

·  « Секреты » чуда.

Ам. волнуется смогут ли шестилетки написать сочинение, но его методическая система еще никогда не подводила, а состоит она из следующих разделов :

1.  «Нулевики» овладевают способом структурного анализа слова, при помощи фишек.

2.  Овладение квазиписьмом ( при помощи кружочков ).

3.  Смешанная запись ( знакомые буквы – писать,  незнакомые – кружочек ).

4.  Предложения тоже модели ( при помощи полос выложенных прямоугольниками ).

Ам. для детей разработал тетрадь с упражнениями, решая письменные задачи, они постепенно овладевают навыками письма.

·  Радости и горечи шестилеток.

Часто в сочинении можно уведеть настоящую проблему детей. Одним из способов решения подобных пороблем Ам. видит в организации совместного досуга взрослых и детей, педагог очень часто привлекает родителей в школу, устраивает с детьми концерты для мам и пап. Все это объединяет родителей и детей, упрочняет их отношения.

·  Не просто обида.

Часто случается так, что на утренник к детям родители опаздывабт или вообще не приходят, в этом случае у детей возникает обида. Ребенку очень трудно перенести горе, вызванное родительским злом и связанное с разрушением семейной радости.

Ам. говорит конечно не только об утренниках, но и о разводах родителей, ссорах в семье … И когда родители просят  педагога помочь ребенку, у которого такие сложные проблемы в семье, что что можно им ответить?  Только педагогика ласки и любви, усиленной заботы и чуткости может здесь помочь.

Не сложно находить корни того, откуда возникают «трудные» дети –  мы их делаем сами.

Глава V. Партитура школьного дня ( день 122 ).

·  Музыка и педагогика.

Каждое утро идя в школу,  Ам. несет с собой партитуру школьного дня. Проанализировав предыдущие дни, Ам. представляет себе день наступающий со всеми его воспитательными мелодиями, их вариациями. В его воображении разыгрывается все содержание общения с детьми в течение дня. Руководствуется при этом педагог следующими убеждением: настоящий современный педагог – это не тот, кто подталкивает своих питомцев к тому, к чему сам уже не имеет надежды быть причастным, а тот , кто «прибыл» из будущего, чтобы воодушевить их и повести за собой в это будущее, научить их утверждать идеалы будущего.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Педагогика
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
52 Kb
Скачали:
0