Праздник букваря. Партитура школьного дня (Методы работы с детьми Ш.А.Амонашвили), страница 2

Партитура необходима для учителя. В ней и процесс воспитания и обучения детей, в ней и искусство и мастерство исполнения этих процессов. Музыка – одна из основ гуманности души человека. Чудо воспитания – в его одухотворенности и преданности детям. Педагогу с озлобленной душой лучше не ходить в школу, чтобы не покалечить души детей. Ам. убежден: эмоциональный настрой уроков,

Познавательные стремления детей на этих уроках усиливаются или ослабевают в зависимости от того, как организована жизнь детей в течение всего школьного дня.

·  Главная тема педагогической «симфонии».

Ам. считет, что ребенок будет тянуться к урокам, если он найдет в них условия для более интересного и стремительного движени своей жизни.

Основная тема на уроках Ам. – это развивающаяся жизнь детей. Усвоение навыков и развитие умений не  обойдутся и без кропотливой, требующей от детей большого терпения работы, однако этот труд, включенный в общую атмосферу познавательной деятельности, стимулируемой переживанием успеха, не будет воспринято ребенком отрицательно.

·  Принцип продолжения жизни ребенка на уроке.

Ребенок не может оставить свою жизнь, свои впечатления и переживания где-то далко за порогом школы и приходить с чистым, стерилизованным стремлением учиться, и педагог должен знать, что приступая к обучению, ребенок не расстанется с воображаемой прогулкой на своем велосипеде, с впечатлениями от вчерашней драмы, с оловянным солдатиком, который лежит у него в кармане. Педагогу следует включить этого же оловянного солдатика в учебный процесс. Попросить рассказать ребенка о своих переживаниях. Таким образом, процесс обучения будет в несколько раз результативнее и полезнее для ребенка, чем если в начале урока учитель попросит отложить все лишнее и сосредоточиться на занятии.

·  Принцип установления деловых отношений с детьми.

Традиционная методика преподавания известна всем: учитель задает вопрос, который заключает в себе формулу «я все знаю, но знаете ли вы», а дети пытаются найти на него ответ. При этом дети принимают некоторое оборонительное положение. Как же изменит эту ситуацию ? Здесь Ам. идет в след за С.Т.Шацким и говорит, что необходимо строить урок так, чтобы дети доказывали, высказывали свое мнение, сами разъясняли учителю, пусть даже для этого педагогу порой придется идти на некоторые уловки (  Показать рассеянность, забывчивость и т.п.)

·  Принцип ведения урока в соответствующем темпе.

Ребенок должен постоянно двигаться: бегать, «надрываться», у детей свой темп движения, причем не только физический, но и умственный, поэтому, если урок будет вестись в замедленном темпе, то такое занятие станет скушным, затрудненным для его восприятия. Если же темп урока и подача учебного материала будут экспрессивными, эмоциональными, то у детей возникнет радостное отношение к учению. Однако, каждая часть урока и даже каждое задание должно даваться в определенном темпе, который Ам. предлагает определить научно.

·  Методические оплошности.

Ам. убежен, что педагогу всегда необходимо учитывать психологию ребенка, в связи с этим строить последовательность и структуру занятий так, чтобы это было рационально и выгодно для детей, а так же внимательно относиться к методике преподавания, если педагог видит ошибку, то следует ее исправлять.

·  Если бы не заболела Майя.

Ам. дает такой совет педагогам: Учитель, всегда имей в классе аптечку первой медицинской помощи, знай, какие бывают детские болезни, особенно инфекционные, как они проявляются! Учитель, будь врачом первой помощи!

Нередко может случиться так, что на урок пришел больной ребенок. Кроме выполнения всех медицинских и гегиенических норм, каждый учитель может извлечь из этой ситуации и нравственный урок для детей.

Глава VI. Личность ( день 170, последний ).

За весь учебный год Ам. составил  4-томный дневник своих наблюдений за детьми и сделал такой вывод : Личность рождается в борьбе с самой собою, в процессе самопознания и самоопределения, и воспитание и обучение должны быть нацелены на то, чтобы направить ребенка на этот путь своего становления и помочь ему одержать победу в этой нелегкой борьбе.

Вот некоторые выдержки из дневника Ам., эти замечания он делал в процессе работы с детьми:

·  О героине слов и предложений.

Смысловое содержание языковых упражнений следует подбирать не только с той позиции, чтобы ребенок усваивал сегодня тот или иной способ речевой деятельности, но и с той, чтобы оно в ближайшем или отдаленном будущем стало одной из основ рождения в нем личности.

·  « Кого послать в гости ? »