Отчет по производственной практике в локомотивном депо, страница 10

При работе с никель-кадмиевым аккумулятором и батареями необходимо помнить, что:

1)  Газы, выделяющиеся при заряде аккумуляторов, могут образовывать легко воспламеняющуюся смесь;

2)  Бак никель-кадмиевого аккумулятора электрически замкнут с его положительным полюсом;

3)  Щелочи: едкий калий, едкий натрий и едкий литий, используемые для приготовления электролита, как в твердом, так и в виде концентрированных растворов, при попадании на кожу или слизистую оболочку вызывают сильные ожоги.

 Категорически запрещается:

1)  Курить и работать с открытым огнем при обслуживании аккумуляторов и батарей, а также в помещениях, в которых производится заряд аккумуляторов;

2)  Готовить электролит, проверять уровень электролита, ввертывать и вывертывать пробки аккумуляторов и производить другие работы, связанные с электролитом, без защитных очков и спец. одежды;

3)  Производить заливку аккумуляторов, используя приспособления с электрическим сигнализатором уровня электролита, допускающим возможность возникновения искры;

4)  При обслуживании аккумуляторов с открытыми заливочными отверстиями пользоваться металлическим инструментом (отверткой, ключами), а также размещать на поверхностях аккумуляторов вывернутые пробки или другие металлические предметы. Случайное замыкание минусового вывода аккумулятора с его боком вызывает искру с возможным последующим взрывом газовой смеси над открытыми заливочными отверстиями;

5)  Пользоваться переносными ручными светильниками с неисправными или отсутствующими защитными колпачками и кожухами, а также имеющими нарушенную изоляцию токопроводящих проводов и другие неисправности, создающие угрозу замыкания или искрения.

При эксплуатации батарей необходима надежная вентиляция аккумуляторных отсеков, исключающая скопление взрывоопасной смеси.

Состояние изоляции токонесущих проводов, переходных уплотнений и втулок должно полностью исключать возможность короткого замыкания или касания заземленных частей локомотива оголенными участками электрической цепи.

Места электрических соединений должны иметь надежный контакт. Гайки и крепления межэлементных перемычек и токонесущих проводов во время эксплуатации батареи должны быть туго затянуты. Сечение токонесущих проводов и тип, а также необходимые зазоры между шинами (перемычками) и корпусами аккумуляторов должны соответствовать требованиям чертежей.

Перед началом осмотра аккумуляторной батареи на электроподвижном составе необходимо выключить ее рубильник (выключатель) и вынуть предохранители.

Приступать к работе с аккумуляторами можно только через 5-8 минут после открытия крышки аккумуляторного ящика.

Во избежание поражения электрическим током при обслуживании аккумуляторной батареи необходимо пользоваться инструментом с изолированными рукоятками и резиновыми перчатками.

При ввертывании пробок необходимо остерегаться выброса скопившихся газов и электролита через отверстия в крышках аккумулятора.

Во время проведения работ по обслуживанию и ремонту аккумуляторов и батарей нельзя класть на поверхности аккумуляторов инструмент, обтирочные материалы, осветительные приборы и другие предметы.

Обтирочные материалы, применявшиеся для очистки аккумулятора, немедленно после окончания работ, убрать в ведро, ящик или иное специально отведенное место.

Помещение для приготовления, регенерации и заливки электролита, заряда и хранения аккумуляторов должны иметь надежную вентиляцию, исправное, отвечающее требованиям техники безопасности, электрическое освещение и иметь необходимые предостерегающие надписи.

Рабочие места должны быть обеспечены медицинскими аптечками, обязательно имеющими в своем составе 5% раствор борной кислоты и вату.

Все емкости для хранения щелочей, электролита и дистиллированной воды должны быть снабжены соответствующими надписями и бирками с информацией о содержимом данной емкости и иметь плотно закрывающиеся крышки. Стеклянные бутыли или иные стеклянные емкости должны быть помещены в специальные корзины или другу предохранительную тару.

Транспортировку бутылей с концентрированным электролитом со склада в цех и внутри цеха нельзя производить одному рабочему без применения специальных тележек. При отсутствии указанных тележек переноска бутылей с концентрированным электролитом допускается лишь двумя рабочими с обязательным применением носилок с двумя бортами.

Перед подъемом корзины с бутылью необходимо проверить прочность днища тары.

Брать твердую щелочь руками не допускается. Для перемещения ее из одной посуды в другую необходимо использовать щипцы или стальную ложку (совок).

При необходимости размельчения кусков твердой щелочи необходимо накрыть щелочь какой-либо материей.

Приготовление, регенерацию и заливку электролита производить в защитных очках, резиновых перчатках, резиновом фартуке и галошах (или резиновых сапогах).

В случае попадания щелочи на кожу или одежду нужно быстро удалить ее, не втирая в кожу. Пораженный участок необходимо срочно промыть водой, затем 5% раствором борной кислоты и снова водой. Допускается вместо раствора борной кислоты использовать раствор уксусной кислоты (одна объемная часть уксусной эссенции на 80 частей воды).

Если щелочь попала в глаза, следует срочно промыть их водой, затем 5% раствором борной кислоты (приготовленной специально для глаз) и обязательно обратиться к врачу.

После окончания работ с аккумуляторами, электролитом и щелочами, все инструменты и индивидуальные средства защиты, применявшиеся во время работы, промыть водой.

Мероприятия по защите окружающей среды.

Загрязнением называется поступление в окружающую среду каких-либо веществ и энергии в количествах, вызывающих неблагоприятное воздействие на здоровье человека и состояние животных, растений и экосистем. Загрязнения природной среды подразделяются на выбросы в атмосферу, в водные объекты, размещение отходов, а также энергетические загрязнения различного вида.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в перевозке грузов и при этом происходит существенное загрязнение атмосферного воздуха, воды и почвы от подвижного состава и производственных предприятий.

Способы очистки атмосферного воздуха.