Организация и проектирование поточного производства при ремонте вагонов, страница 3

(46)

где б – возможный минимальный процент брака.

 
С учетом этой поправки продолжительность ритма рассчитывается по формуле

 (47)

 
Для многопредметной поточной линии ритм определяется формулой

(48)

где  tпн  – время для переналадки многопредметной линии.

 
В свою очередь

В этом выражении mколичество наименований изделий, закрепленных за линией;

NА, NБ, NВ,…, Nm  – количество изделий по деталям или узлам А, Б, В, ...m;

K1, k2,…, km  коэффициенты, выражающие отношения трудоемкости обработки

(сборки) деталей или узлов  Б,  В, ..., m  к трудоемкости обработки (сборки) детали А.

На предприятиях, где действуют поточные линии в основных, заготовительных, обрабатывающих и других цехах, различают главный ритм, представляющий собой ритм основной поточной линии (например, линии ремонта вагонов), и частные ритмы вспомогательных поточных линий, где изготовляются и ремонтируются детали и собираются узлы вагона

 
Частные ритмы Rчлвспомогательных поточных линий связаны с главным ритмом Rглосновной поточной линии следующей зависимостью:

(49)

где       Nдв – количество одноименных деталей или узлов, идущих на одно основное изделие  (например, ремонтируемый вагон);

  в коэффициент, учитывающий необходимость восстановления задела.

Таким образом, если при ремонте вагона необходимо отремонтировать два одинаковых узла или две одинаковые детали, то ритм работы поточной линии ремонта этих узлов или деталей должен быть в 2 раза короче главного ритма. Если же для ремонта и сборки нужны четыре одинаковые детали, то ритм их выпуска будет в 4 раза короче, и т.д. Главный ритм и частные ритмы будут равнозначны лишь в том случае, когда на основную ремонтно-сборочную линию требуется со вспомогательной линии только один узел или одна деталь данного наименования. В других случаях частные ритмы вспомогательных поточных линий всегда будут меньше главного ритма основной линии.

 
Если предприятие получит задание на дополнительный выпуск (ремонт или изготовление) деталей и узлов вагона как запасных частей для склада или других предприятий, то частные ритмы поточных линий рассчитываются с учетом дополнительной программы изготовления запасных частей данного наименования Nз:

                                               (50)  

В таких случаях часть отремонтированных или изготовленных изделий передается на поточные линии ремонта и сборки вагонов, часть отправляется на склад готовой продукции.

 
Величина, обратная ритму, называется темпом поточной линии tл:

                                                               (51)

Темп определяет количество изделий, выпускаемых в течение определенного времени (дня, часа, смены). Темп потока в отличие от ритма показывает скорость выпуска изделий при данном ритме, то есть количество единиц продукции, выпускаемых в единицу времени. Например, при ритме поточной линии 5 мин темп работы будет 1/5 детали в 1 мин, или 12 деталей в 1 ч.

 
Зависимость между темпом и ритмом выражается формулой

 
Если темп выразить выпуском изделий в смену, то предыдущая зависимость примет вид

(52)

     где      Fсмвремя работы линии в течение смены.

Одним из важных параметров, наиболее полно характеризующих работу поточных линий во времени, является производственный цикл.

В условиях поточного производства различают: операционный цикл tоп – время обработки или ремонта детали или узла на данном рабочем месте; позиционный цикл            tпоз – время на ремонтно-сборочные работы на данной позиции; общий цикл поточной линии tцпвремя на ремонтно-сборочные процессы, совершаемые над объектом по всем позициям одной поточной линии до полного его ремонта.

В длительность ритма поточной линии входит время производственного цикла каждой позиции поточной линии tпоз i, то есть время на непосредственные работы (технологическое время, определяемое характером процесса и объемом работ на каждой позиции), и межоперационное время tтр, затрачиваемое в основном на транспортировку изделия с одной позиции на другую,

 
Математическая зависимость между ритмом поточной линии и продолжительностью цикла на каждой позиции может быть представлена следующим соотношением:

Это условие показывает, что ритм, равный tпоз i, есть минимально допустимый, а ритм, равный Fлhпл / Nиi – максимально допустимый. В условиях непрерывного потока, когда время перемещения изделия по линии совмещается с выполнением всех операций технологического процесса и нет потерь времени на транспортировку, Rл = tпоз i. Для поточных линий прерывного действия с периодическим перемещением обрабатываемых изделий с одной позициина другую ритм Rл = tпоз i + tтр.

При проектировании процессов поточного производства, а также при расчетах и выборе параметров поточных линий обычно предполагают стабильность затрат труда на ремонт вагонов как на отдельных позициях .и рабочих местах, так и суммарных затрат по всему циклу поточной линии в целом. Однако наблюдение за реальным процессом труда и статистический анализ работы ряда поточных линий по ремонту вагонов, ремонту и изготовлению отдельных узлов и деталей показали, что имеют место значительные отклонения времени (трудоемкости)tпоз от среднего значения трудоемкости данной операции, выполняемой в одинаковых условиях.

Следует отметить, что если изменения трудоемкости работ не имеют решающего значения в условиях стационарного производства, то при организации поточных механизированных линий, где требуются четкая синхронизация операций процесса, а также постоянный учет их производительности и надежности, необходимо знать степень устойчивости операций на отдельных стадиях производства и величину отклонений затрат времени от установленного ритма.