Личность в системе высших ценностей

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Этика и эстетика

Тема: «Личность в системе высших ценностей»

Цель: дать студентам знания о личности в системе высших ценностей; учить понимать свободу и необходимость; применять полученные знания на практике.

План:

1. Свобода и необходимость

2. Свобода выбора. Цели и средства

3. Нравственная ответственность

4. Смысл жизни и счастье

1 вопрос. Проблема свободы личности является одной из глобальных проблем, интерес к которой проявляется на протяжении всего процесса развития духовной культуры человечества. Под лозунгами свободы совершались революции. За свободу страдали и умирали. Многочисленные попытки разгадывания «тайны» свободы представлены как на уровне специального философского анализа, так и в обыденном сознании людей, поскольку от решения этого «проклятого вопроса» зависит судьба наиболее существенных ценностных ориентации личности. В самом общем смысле свобода - это отсутствие давления или ограничения.

Понятие свободы подвергалось обстоятельной разработке в трудах многих философов, юристов, психологов. В античной культуре деятельность свободного (т.е. реализующего свои цели) человека мыслилась как творчество и обозначалась как «chretis» или «praxis». Именно поэтому статус престижных форм деятельности занимали духовные: философия и свободное искусство - в отличие от физической деятельности, которая объявлялась «уделом рабов».

В контексте раннегреческой культуры понятие «свобода воли» имело не столько философское, сколько юридическое значение. Свободный человек - это гражданин полиса, тот, кто живет на земле своих предков. Исток свободы личности - полис, его земля (Солон); свободен от рождения живущий на земле полиса, где установлен разумный закон. Противоположность ему - военнопленный, раб.

В гомеровском эпосе свободный человек трактуется как тот, кто действует без принуждения, в силу собственной натуры. Предельно возможное выражение свободы - в действиях героя, преодолевающего судьбу и тем самым соперничающего с богами.

Впервые свобода как этическая проблема была поставлена Сократом, который подчеркивал решающую роль знания в осуществлении свободы. Свобода - сознательное подчинение тому, что было подлинно разумно и высоконравственно (подчинение низшим чувственным побуждениям - рабство).

Аристотель, критикуя и развивая мысли Сократа, говорил о том, что свобода воли человека заключается в том, что он может сознательно избрать меньшее или низшее благо, а не большее или высшее и нести за это ответственность. Свобода связана со знанием особого рода - знанием-умением. Нравственное знание-умение ориентирует на выбор лучшего поступка в контексте этического выбора. Источником такого знания является нравственная интуиция,которая воспитывается у человека в ходе жизненных испытаний.

Проблема свободы, свободы воли рассматривалась в трудах религиозных философов, философов эпохи Нового времени (Т. Гоббса, Б.Спинозы, Дж.Локка), немецких классических философов (И.Канта, Г.Гегеля), марксистских философов, русских философов XIX - XX вв. (Н.А.Бердяева, О.Н.Лосского, И.А.Ильина, Б. П. Вышеславцева), советских и западных философов XX в. экзистенциального направления.

В истории философии мы находим три наиболее общих подхода к такому исследованию:

1)  детерминизм(абсолютизирующий всевластье необходимости и, по сути, отрицающий свободу воли человека);

2)  индетерминизм(преувеличивающий, напротив, автономию воли человека, противопоставленной необходимости);

3)  принцип единства, взаимообусловленности свободы и необходимости.

Детерминизм утверждает, что человек полностью подчинен законам причинности в мире. Всякое явление в мире имеет причину, которая в свою очередь обусловлена другой какой-нибудь причиной, и так далее, пока мы не дойдем до Первопричины, которая и порождает все явления мира. Если все явления зависят от Первопричины, то действия человека также зависят от этой Первопричины. В таком случае действия человека не свободны, а являются действиями Первопричины. Если это так, то человек не может быть ответственным (или вменяем) за свои деяния. Ответственной должна быть Первопричина. Отсюда берет истоки фатализм в его иррационалистической форме (в астрологии) и рационалистической (в философии).

Индетерминисты, напротив, утверждают, что волевые действия человека не подчиняются законам причинности и воля человека сама от себя начинает причинный ряд. В таком случае человек является ответственным за свои деяния

Похожие материалы

Информация о работе