Речевой этикет как необходимое условие делового и личностного общения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Искусство ведения спора, дискуссии и высказывания критики

5.  Тайны ораторского искусства

6.  Этикет при приветствиях, обращениях и знакомствах

1 вопрос. Речь - важнейшее средство общения.

Речевой этикет, является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям.

Язык народа всегда связан с его прошлым. Например, слово «пожалуйста» связано с древним обычаем уважения старших и когда-то звучало как «пожалуй стар»; слово «спасибо» происходит от пожелания наших предков «Спаси Бог (Господь, Христос)».

Простейшая формула речевого этикета выглядит следующим образом: думай, кому, что, как, где, зачем говоришь и какие из этого возникнут последствия.

2 вопрос. Основные его правила: умение правильно выбрать тему беседы; избегать спорных и запретных тем; уступать и при необходимости менять тему; следить за красотой и правильностью своей речи; соблюдать приятные речевые манеры.

Выбирая тему беседы, желательно учесть интересы, знания, настроение ее участников, а также то, чем они заняты в тот момент, когда решили поговорить. Бестактностью и неуважением к окружающим рассматривается употребление профессиональных терминов или разговор на иностранном языке, незнакомом кому-либо из собеседников. Неэтично говорить о легкомысленных вещах тому, кто погружен в переживания или занят серьезной работой.

Существуют так называемые запретные темы:

·  с тяжелобольным о болезни;

·  в дороге о дорожных происшествиях;

·  во время застолья о плохо приготовленных блюдах и о том, что портит аппетит;

·  не говорят с сотрудниками или друзьями о семейных и сердечных проблемах;

·  не выясняют у женщины, сколько ей лет, полагая, что ей столько лет, на сколько она выглядит.

Неотъемлемой частью речевого искусства является умение обойти спорную тему, а при необходимости сменить ее. Хороший собеседник не боится уступать другим, понимая, что у каждого есть своя точка зрения, а при необходимости незаметно перейдя к обсуждению не столь острых вопросов.

Основные требования к речи говорящего включают в себя:

·  чистоту речи и правильную грамматику;

·  честность и искренность;

·  понятность, уверенность и юмор.

Но ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы: они мешают развитию доброжелательных отношений. Даже шутка имеет определенные границы, за которыми можно обидеть человека, недаром до сих пор живет в пароде пословица «Умей пошутить, умей и перестать». В разговорной речи желательно опустить словосочетания, вызывающие реакцию протеста: вместо «Я хочу», «Ты должна», «Ты обязан» лучше сказать: «Не мог бы ты» или «Мне бы хотелось». Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.

Крайней бестактностью считаются перешептывания в присутствии других, настойчивые вопросы, на которые не хочется отвечать, ответы превосходства. Такие ответы возникают тогда, когда на рассказ одного о чем-то для него значительном другой отвечает таким образом, что радость или проблема рассказчика становится незначительной в сравнении с проблемой или радостью отвечающего.

Большую опасность для дружеского и доброжелательного общения составляют различные советы. Нередко люди высказывают их, не задумываясь, насколько они нужны и правильны. Этикет предписывает: совет давать, когда о нем просят. При этом надо помнить, что люди всегда прислушиваются к совету, с которым согласны, и что никто не представляет ситуацию полнее, чем тот, кто обратился за советом. Поэтому вполне логично сказать ему: «Не знаю, как бы я поступила в таком случае. Может быть...» или «Мне трудно советовать. Я не знаю всех обстоятельств, но, может быть...».

Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: никогда не соглашаться с человеком, который характеризуете себя негативно, например: «Какой же я глупец (неудачник, нерадивый и т. п.)». Нет таких людей, которые так о себе думают. В трудную минуту нам важно слышать в ответ на подобные выражения слова дружеской поддержки.

В развитии доброжелательных отношений значительную роль  играют комплименты - добрые слова, раскрывающие достоинства  человека. Высказывание таких слов требует соблюдения нескольких  правил. Неискренний комплимент похож на лесть и вряд  ли приведет к взаимопониманию. Тактичность и чувство меры помогут высказать такой комплимент, который не обидит и не поставит в неудобное положение. Для женщин хороши слова, подчеркивающие красоту и изящество их внешности, богатый внутренний  мир, необычность и оригинальность мышления; для мужчин — слова об их уме, силе, ловкости, способностях. Неудачно начинать комплимент словами: «Как вы сегодня хорошо

Похожие материалы

Информация о работе