Сущность делового общения, понятие культуры общения

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Психология делового общения

Специальность 0611 «Документационное обеспечение управления и архивоведения»

Тема: Сущность делового общения, понятие культуры общения.

Цель: дать студентам знания о специфике делового общения, о его значении в профессиональной деятельности; формировать умение применять знания на практике.

План:

1. Место общения в структуре социальной деятельности.

2. Структурные стороны общения.

1 вопрос. Общение как феномен возникло и развивалось вместе с развитием человечества. Вне общения человеческое общество и человек просто немыслимы. В современной науке существует более ста определений общения. Такое многообразие объясняется его многофункциональностью, а также методологической основой, выбираемой в качестве анализа этого явления. Кроме того, в различных областях знаний, изучающих общение, ему придается то или иное значение в соответствии с предметом науки.

В отечественной психологии в основе большинства определений общения лежит понимание его как процесса взаимоотношения людей, порождаемого потребностями совместной деятельности.

В зарубежной же психологии проблема общения рассматривается в основном как информационный процесс, как процесс передачи информации безотносительно к деятельности личностей.

В качестве наиболее общего определения, не противоречащего предмету самых разных наук, можно принять следующую формулировку:

Общение - это процесс взаимодействия субъектов (личностей, социальных групп), в котором происходит взаимообмен деятельностью, информацией, эмоциями, навыками, умениями, осуществляется волевой контакт.

В соответствии с данным определением можно сформулировать и следующее понятие:

Культура общения - это совокупность всех выработанных в процессе человеческого развития форм, средств, способов взаимодействия людей.

Тогда культура общения конкретного человека - это степень усвоения и реализации в своей жизнедеятельности определенных (а не всех) форм, средств и способов взаимодействия с другими людьми.

Общение в социально-культурной сфере имеет свою специфику, которая заключается в следующем:

1)  в выраженности субординационных отношений «власти - подчинения», приводящих в общении к неравноправию, асимметрии позиций руководства и персонала;

2)  в повышенной регламентированности и нормативной определенности задаваемой социально-культурной сферой формы общения персонала с клиентами и гостями;

3)  в увеличенном диапазоне, разнообразии и неоднородности условий, ситуаций и задач общения, что требует от персонала коммуникативной гибкости;

4)  в высокой интенсивности взаимодействия с клиентами и широком круге общения.

Для более глубокого понимания практической значимости общения в социально-культурной сфере следует определить его место в структуре профессиональной деятельности.

2 вопрос. Структура общения включает в себя:

Коммуникативная сторона общения - как обмен информацией - характеризуется тем, что информация осуществляется в процессе отношения как минимум двух человек, каждый из которых является активным субъектом, и их взаимное информирование характеризует налаживание совместной деятельности, а следовательно, согласование их целей, ориентации, установок в процессе общения.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительной и констатирующей.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она предполагает непосредственное изменение поведения партнера по общению и рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция может быть в форме:

1) активации, т.е. побуждения к действию в заданном направлении;

2)  интердикции, т.е. такого побуждения, которое, наоборот, не допускает определенных действий, запрещает нежелательные виды деятельности;

3)  дестабилизации, т.е. рассогласования или нарушения не которых форм поведения или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения. Она не предполагает непосредственного изменения поведения, но содержит в себе ориентировочную основу, влияющую на поведение партнера по общению.

Перцептивная сторона общения - как взаимовосприятие партнеров по общению - выражает качество того или иного типа взаимодействия, позволяет оценить зависимость успешности в достижении целей общения от точности формирования «образа - Я» работника и «образа - Ты» клиента.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
67 Kb
Скачали:
0