Стандарты дошкольного образования в Германии, страница 3

Источником дискуссионных тем может быть все, что происходит в мире, о чем говорят другие, что транслируют в новостных передачах по телевидению. Например, дети очень живо обсуждали ситуацию землетрясения в Японии, а затем изобразили ее в рисунках, которые стали основой для рассуждений. В результате дети решили, что соберут и подарят игрушки японским ребятам.

Потом появилась вторая идея: «Может быть, им нужны не игрушки, а деньги, чтобы купить еду или одежду», — и решением стал звонок в Красный Крест. Темы для обсуждения могут возникать и иным образом. Для этого в центр круга взрослые кладут книгу, которую дети открывают на любой странице и называют то, что изображено на картинке. Так появились темы: «Снятся ли зверям сны?» «Что делают медведи, когда у них болят зубы?» «Переживает ли рыба, когда рыболов поймает ее детей — маленьких рыбок?» «Нравятся ли старым людям шумные игры?» «Действительно ли мы все знаем?» «Что такое любовь?»

Эмоционально насыщенное общение поддерживается «посланиями любви». Это своего рода «полевая почта» — маленькие письма или записки, рисунки и мелкие подарки, которые оставляются в персональном кармашке ребенка. На кармашке — небольшое письмо, в котором сам ребенок рассказывает о себе — что нравится и не нравится, с кем хотел бы дружить, о чем мечтает, куда хочет поехать летом, чему хочет научиться. Оставить записку с выражением благодарности, похвалы и поддержки, задать вопрос или сделать «деловое» предложение «адресату» могут не только дети, но и родители, и сотрудники детского сада. Воспитатели внимательно следят за тем, чтобы каждый ребенок получал подобные знаки внимания и не забывал ответить благодарностью. Если кто-то из детей не получает посланий, это становится темой для обсуждения на детском совете: «Как чувствует себя тот, кто не получает посланий?».

Детский совет — время и место, когда дети могут поделиться своими впечатлениями, сомнениями, переживаниями, знаниями, идеями, задать вопросы и вместе с другими детьми и взрослыми найти на ник собственные ответы. Он проводится ежедневно в 11 или в 11. 30 и занимает в расписании примерно 30 минут. Жесткой регламентации времени начала и общей продолжительности нет, так как дети могут быть увлечены какими либо делами и смогут включиться в работу совета только после того, как завершат их. Сначала взрослый выступает на детском совете как модератор, следит за тем, чтобы формировалась и сохранялась уважительная атмосфера, задает вопросы. Удержаться в таких рамках достаточно сложно, так как взрослые облечены педагогической ответственностью и имеют богатый жизненный опыт, то есть могут испытывать искушение сразу же предложить правильное решение. Однако важнее вести детей через размышление к поиску своих ответов. Так формируется способность принимать участие в управлении демократическими процессами.

Планирование. «У нас есть собственные цели (педагогические) и есть цели, которые предлагают дети. Мы постоянно спрашиваем себя: к чему мы должны вести детей. И понимаем, что для каждого ребенка— это свои конкретные цели, и средства их достижения всегда индивидуальны».