Стандарты дошкольного образования в Германии

Страницы работы

Содержание работы

Итак, нас ждала неделя в Штутгарте. Мы провели ее в детских садах «Вилла «Цукерберг» и «Гнездышко». Предлагаем и вам увидеть нашими глазами все то, чем открыто и щедро поделились наши германские коллеги.

Стандарты дошкольного образования.

На земле Баден-Вюртемберг принят единый стандарт качества дошкольного образования — это 180 вопросов, ответы на которые (а значит, и образовательную программу) каждый детский сад формирует, исходя из своих задач и условий. Соответственно, детские сады могут существенно отличаться друг от друга. Управление по делам семей и молодежи г. Штутгарта приняло решение перевести в течение пяти лет все детские сады на работу по концепции «Эйнштейн». Почему «концепция», а не «программа»? На практике реализуются только основные идеи (концептуальные основы) организации дошкольного образования в рамках принятого стандарта. В каждом конкретном детском саду педагоги самостоятельно принимают решение, что и как они будут делать, чтобы этим основам соответствовать.

Главная цель — создание условий для развития детей, способных стать настоящими «двигателями прогресса», гражданами «общества без границ и предрассудков». В центре внимания — интересы и активность детей. Задача педагогов не в том, чтобы передать детям как можно больше опережающих их насущные

потребности глубоких академических знаний, а в том, чтобы поддержать их стремление и способность к самостоятельному поиску знаний, к выстраиванию собственной картины мира и приобретению опыта человеческих взаимоотношений. Индивидуальные характер и темп учения, направленность интересов, склонности и способности детей и тем более национальная и социальная принадлежность не только не являются препятствием, но и обеспечивают дополнительные стимулы, обогащение развития.

Педагоги исходят из понимания того, что образование дошкольников (по сути, самообразование) — это непрерывный самостоятельный процесс, которым наполнен каждый день жизни ребенка.

Дети от 3 до 7 лет не делятся на отдельные группы или подгруппы, а могут свободно объединяться для выбранных дел или делать что-либо индивидуально. Воспитатели закрепляются не за группой детей, а за помещением. Основной акцент в их деятельности — на выстраивании пространства, в котором ребенок получает разнообразный опыт. Например, ребенка заинтересовал вопрос, «как выглядит корм для саламандры» (в детсадовской лаборатории живут две саламандры, для которых закупается живой корм). Воспитатель подготовила микроскоп, отделила нескольких личинок от общей массы и предоставила ребенку возможность понаблюдать за ними.

Ребенок сам выбирает, где и чем он будет заниматься: в исследовательской лаборатории, комнате для конструирования, физкультурном зале, на детской кухне, в комнате для творческих занятий, библиотеке. Помещения оснащены так, чтобы каждый ребенок мог самостоятельно найти нужный материал или оборудование.

Одна из частей лаборатории представляет собой мастерскую для «разбирания». Здесь дети могут исследовать, как устроен какой-либо прибор, например бритва, пылесос или миксер. В процессе разборки они могут обнаружить, что именно сломалось, и даже придумать, как это можно починить, или же построить из того, что разобрали, другой «механизм». Если ребятам нужна помощь взрослого, педагог включается в работу «группы исследователей». Если нет — не вмешивается.

Детская кухня оборудована домашней техникой — холодильником, микроволновкой, посудомоечной машиной, тостером. Дети обсуждают, сколько нужно продуктов для приготовления того или иного блюда, покупают продукты в супермаркете, выстраивают гипотезы о том, откуда и как они появляются, как их выращивают и подготавливают для хранения, транспортировки, продажи. Они готовят и организуют еду для себя и других: взвешивают помидоры, считают, сколько нужно яблок, размалывают крупу и кофе, выясняют, что такое здоровая пища. Если у детей после приготовления еды сохраняется аппетит, они едят. Принимать пищу насильно их не заставляют. Работа

детской кухни отличается от наших аналогов тем, что имеет сугубо практическое значение: не дважды в месяц, а каждый день, не ознакомление с техникой, продуктами и элементарными процессами под непосредственным управлением взрослого, а абсолютно практическое естественное действие.

Уголок режиссерской игры—это «открытый домик» и предметы домашнего обихода, фигурки животных и людей (взрослых и детей разных национальностей, с разным состоянием здоровья (инвалидов), с разной внешностью, разных профессий).

Спаленка, или «страна грез», условно разделена на два помещения. В одном из них — ящики с песком и мелкими игрушками, на полу — большая световая панель с бумагой и карандашами, шатер (уголок-уединения) с мягкими подушками, полка с книгами. Они служат для того, чтобы дети могли перед сном поиграть в спокойные игры, настроиться на отдых и лечь спать тогда, когда почувствуют в этом потребность. Главное правило — не шуметь и не мешать тем, кто уже лег отдохнуть. Ритуалы укладывания могут быть такими: сначала спокойные игры, затем укладывание, в ходе которого дети могут потихоньку разговаривать, слушать музыку, «принимать» массаж (используются приспособления, не предполагающие прямого контакта рук взрослого с телом ребенка), затем — чтение и уже после него по сигналу мелодичного гонга наступает общая тишина, которую никто не нарушает.

Похожие материалы

Информация о работе