Стандарты дошкольного образования в Германии, страница 2

Спальные места разные: одинарные и двойные матрасики на полу, кроватки, диванчик или шатер. Ребенок сам выбирает удобное место. Постельные принадлежности — плед и подушка с наволочкой. За их гигиеническим состоянием следят родители. В спаленке находятся персональные мягкие игрушки, а также семейные фотографии, рассматривая которые ребенок успокаивается и одновременно практикуется в речи. Помогая ребенку расслабиться и уснуть, воспитатель может положить руку на его головку или подержать за руку. Все, что связано со сном (период засыпания, характер и продолжительность сна) воспитатели записывают и анализируют, обсуждают с родителями, принимают совместные решения.

Открытая площадка детского сада — одна на всех. Деления на групповые участки нет. Оснащение — различные покрытия, ухоженные и «дикие» заросли, условия для всех видов деятельности. На дереве дети играют, удобно располагаясь на ветках. Для этого выбираются удобные для лазания деревья, крону которых иногда специально формируют.

Общению уделяется особое внимание. Достижение взаимопонимания начинается с нескольких слов на родном языке того, с кем общаешься. У входа в детский сад — флаги и приветствия на языках стран, представители которых посещают детский сад. Воспитатели используют в общении некоторые слова родного языка ребенка, обеспечивая ему и эмоциональную поддержку, и самоуважение, и интерес других детей. В течение всего дня дети и взрослые свободно обмениваются информацией, мнениями, идеями. Нет ограничений в выборе тем. Есть правила: «дать договорить до конца», «нет правильного и неправильного, здравого и абсурдного». Воспитатель участвует в обсуждении как модератор — не вмешивается в разговор, если в этом нет насущной необходимости; «подкидывает» наводящие вопросы, если чувствует в этом необходимость; «резюмирует» обсуждение, высказывая свою — одну из многих, а не единственно верную — точку зрения.

Мы наблюдали, как дети играли с водой, переливая ее из ванночки в разные емкости. Один из мальчиков стал лить воду на землю. Вода попадала детям на ноги и вскоре хлюпала у них в башмаках. В ходе игры никто из взрослых не останавливал ребят. Обсуждение ситуации на детском совете началось с вопроса «Весело ли было играть с водой?», затем последовал второй вопрос «Что бывает, когда играешь с водой?» Дети пришли к выводу, что веселые игры с водой могут закончиться мокрой одеждой, мокрыми руками и ногами, так как «когда весело, не очень думаешь, что будет потом», «вода мокрая и обязательно попадает на одежду». Они самостоятельно приняли важные для себя решения: «Не хочешь ходить мокрым — не играй с водой», или: «Можно быть очень аккуратным, но тогда будет не так весело». Взрослые не спешили дать оценку происшествию, не запрещали и тем более никого не наказывали. Они дали детям возможность самим определить границы допустимого. Кто-то решил «надевать непромокаемые штаны», кто-то сказал, что для него «быть мокрым — значит закаляться и ничего не бояться», кто-то предположил, что «если играть только с девочками, то никогда не будешь мокрым». Таким образом, дети выработали и выбрали собственный способ поведения.

На другом детском совете воспитательница сказала: «Я сегодня видела, как один из наших детей дал другому печенье, а взамен попросил что-нибудь другое», — и предложила детям обсудить ситуацию. Взрослые предоставили детям возможность осмыслить сюжет и высказать свои суждения. Они не торопили детей и не торопились сформулировать свою «правильную» позицию, не оценивали и не морализовали. После того, как все, кто хотел, высказали свои суждения, воспитатель обозначила свою точку зрения: «Если бы я что-то дала своему другу и попросила что-нибудь взамен, мне было бы неудобно. Получается, что мой друг как бы "заплатил", т. е. это не дружеский шаг, не желание сделать приятное другому, а скорее покупка».