Философия как эндогерменевтика понятий

Страницы работы

15 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Философия  как эндогерменевтика  понятий

Толкование,

представляющее мою интерпретацию трактата «Гегель, Хайдеггер и новая философская идея»,

дополняемое интерпретацией идей дискуссии

«Теория апперцепции» и перерастающее в итоге в эндогерменевтическое понимание философии

~ 2004 ~

Эндогерменевтика как метод интерпретации

В теории интерпретации в первом приближении различаются: объект (источник) интерпретации, субъект интерпретации (интерпретатор), метод интерпретации и продукт интерпретации.

По отношению к субъекту интерпретации объект интерпретации в общем случае является внешним, а продукт интерпретации – собственным произведением интерпретатора. А вот метод интерпретации, как правило, заимствован из культурного наследия, хотя у отдельных личностей он может демонстрировать успехи их личной изобретательности, например, у Хайдеггера (чего не скажешь о многочисленных его подражателях).

Философская герменевтика – специфический вид интерпретации. Корни ее лежат в мифологической деятельности бога Гермеса, а крона – в современных наработках теории и практики понимания.

Платон за четыре столетия до новой эры устами Сократа так вещал о Гермесе: он «...толкователь воли богов – герменевт и вестник… Мы уже говорили, что «эйрейн» (eirein) означает «пользоваться словом», а Гомер часто употребляет слово «эмэсато» (emhsato), что означает «измыслил». Так вот из этих двух слов законодатель и составил имя бога, который измыслил речь (legein) и слово (logoz) (ведь «эйрейн» – то же самое, что «легейн» (legein)), как бы говоря: «Люди добрые! Тот, кто измыслил речь, по праву может называться у нас Говоремыслом (Eiremhz)». Теперь же для красоты, я думаю, мы произносим это имя как «Гермес»»[1].

Гадамер в ХХ веке, говоря о герменевтике, отмечал, что «…не ее задача развивать метод понимания; ее задачей является выяснять условия совершения процесса понимания»[2]. Одним из таких условий может выступать собственное «говоремыслительное» творчество философа. Если субъект направляет свои интерпретирующие силы на толкование собственных словесно-понятийных продуктов, т.е. внутрь (греч. endon) себя, то в таком случае герменевтика обретает вид эндогерменевтики[3].

Эндогерменевтика, даже если она не достигает значительных результатов и осуществляется полностью в рамках заимствованного метода, хороша уже тем, что невольно разрывает эти рамки естеством собственного самодовления и несет эвристический методологический потенциал, способный перевести мышление в новую форму, которая в свою очередь неизбежно тянет за собой и новое содержание.

Однако это не так просто, как кажется. Гадамер замечает: интерпретатор «…не в состоянии исходя из себя

Похожие материалы

Информация о работе