Изучение особенностей организации социально-профессионального воспитания в профессиональном учебном заведении. Изучение профессиональных деформаций педагогов (Задание на педагогическую практику студентам специальности «Автомобили и автомобильное хозяйство»)

Страницы работы

13 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Выполнение практических заданий будет способствовать развитию личности обучаемых, активизации их профессионального самоопределения и нахождению своего места в мире профессий.

5 курс Можно заменить Психология социально-профессионального воспитания (Задание рекомендуется для выполнения студентами в период прохождения педагогической практики)

Цель — изучить особенности организации социально-профессионального воспитания в профессиональном учебном заведении.

Введение в проблему

В профессиональной школе воспитание должно быть личностно-развивающим и социально-профессиональным. Конституирующие основы данного типа воспитания — учебно-профессиональная деятельность, профессия и социальная практика. Воспитание направлено на обеспечение социально-профессионального становления личности, актуализацию индивидуально-психологического потенциала, удовлетворение потребности в социальном и профессиональном самоопределении, развитие профессиональной идентичности и формирование готовности к профессиональному будущему.

Социально-профессиональное воспитание базируется на следующих организационных принципах:

-  ориентация на зону ближайших интересов, жизненных ценностей и приоритетов современной молодежи;

-  предварительная социальная и педагогическая диагностика и социологические исследования субъектов воспитательного процесса;

-  планы-ориентиры, модели, механизмы, развивающие инициативу и творчество обучаемых в отличие от авторитарных моделей и планов;

-  создание дифференцированных моделей и механизмов воспитательной работы.

Цели воспитания — развитие профессионально-нравственного сознания и поведения, формирование социально-профессиональных установок, мотивов, отношений, ценностных ориентации, обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию, а также полноценное участие в профессиональной жизни.

Задачи личностно-развивающего социально-профессионального  воспитания:

-  адаптация первокурсников к среде учебного заведения;

-  создание условий для дальнейшей социализации студенческой молодежи;

-  обеспечение духовно-нравственного становления;

-  оказание помощи в социальном и профессиональном самоопределении;

-  развитие социально значимых и профессионально важных качеств личности;

-  содействие нахождению своего места в профессиональном мире после завершения образования и формирование конкурентоспособности выпускников;

-  формирование профессионально-этических норм поведения;

-  освоение личностью объективной системы социальных ролей;

- становление профессиональной культуры будущего специалиста. На основе сформулированных целей и задач разрабатывается программа профессионального воспитания. Она может включать в себя следующие направления внеучебной деятельности:

1.       Диагностическое.

Выявление исходного уровня профессиональных установок, ожиданий и намерений, интересов, предпочтений и ценностей, а также личностных возможностей студентов на различных этапах' их профессиональной подготовки.

2.       Консультативное.

Развитие у студентов способности самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение, проектировать будущее.

3.       Корпоративное.

Сплочение студенческих групп и формирование положительного отношения к целям их деятельности, приобщение к вузовским нормам, ценностям.

4.       Спортивно-оздоровительное.

Освоение студентами принципов валеологии здорового образа жизни, воспитание волевых качеств, эмоциональной гибкости.

5.       Духовно-нравственное.

Воспитание культуры материальных и духовных потребностей, активной социальной позиции. Гуманизация и эстетизация воспитательной среды.

6.       Социально-профессиональное.

Формирование у студентов системы нравственных качеств, определяющих их отношение к труду и профессиональной деятельности.

Соотношение используемых воспитательных форм работы со студентами во внеучебное время определяется характером воспитательных задач, уровнем развития межличностных отношений, индивидуальными особенностями членов учебной группы, конкретной (оперативной) ситуацией.

Представляется оправданным введение в учебные планы образовательных учреждений специального личностно-образующего блока дисциплин («Социальные технологии производства», «Психология семьи», «Социальные коммуникации», «Основы коммерческой деятельности», практикумы, тренинг профессионального поведения и др.).

Введение в учебные планы личностно ориентированных дисциплин несомненно усилит профессиональное воспитание обучаемых, будет способствовать их социально-профессиональному самоопределению, самоорганизации, самовоспитанию и самореализации.

Порядок работы

На основе ознакомления с основными направлениями социально-профессионального воспитания студенты конкретизируют их по отношению к собственной специальности. Результаты самостоятельной работы заносятся в таблицу.

Таблица

Содержание внеучебной деятельности

Направления внеучебной деятельности

Способы организации внеучебной деятельности в образовательном

Похожие материалы

Информация о работе