Системное представление о государственных образовательных стандартах, страница 6

На этом уровне образовательная программа предстает в виде пакета содержательных  средств.  С  их  помощью  достаточно подробно раскрывается предмет  образовательной  деятельности  учащихся  и  педагогических  работников  в  общефедеральной  и  в общерегиональной частях. Здесь  также  уточняется  учебная  нагрузка,  относящаяся  к  деятельности  по  усвоению соответствующих частей содержания образования. При этом надо  иметь  в  виду,  что  общефедеральная  и  общерегиональная  части образовательной программы рассматриваются не изолированно, а в  органическом  единстве  (системе). На этом уровне представления образовательной программы целесообразна корректировка в соотношениях объемов учебной нагрузки, хотя она не может  быть  однозначно  определена для  всех  образовательных учреждений и для каждого учащегося.

Таким образом, на  уровне  пакетно  выраженного  представления  содержания  образования  имеет  смысл  вести  речь  о специальных формах организации соответствующих образовательных программ. Поскольку в их основе лежат оба компонента государственного образовательного  стандарта,  то  их  целесообразно  называть  общерегиональными  образовательными программами. Отличительные признаки общерегиональных образовательных программ:

·  отражение в них общефедеральных установок, выраженных  в  фундаментальной  образовательной  программе с  учетом специфики соответствующего региона;

·  учет общерегиональных требований к образованности граждан на каждом уровне и ограничений учебной нагрузки в  зависимости  от региональной картины состояния здоровья учащихся и воспитанников;

·  сочетаемость общефедеральных и общерегиональных потребностей с направленностью на учет индивидуально-востребованных компонентов содержания образования и способностей учащихся;

·  опора на состояние профессионально-квалификационного поля педагогических кадров в регионе;

·  направленность на углубление гуманности условий учебной и педагогической деятельности и  на  расширение  прав граждан в реализации своей деятельности.

В состав общерегиональной образовательной программы включаются:

·  скорректированный базисный план,  в  котором  наряду  с  общефедеральными  образовательными  дисциплинами  четко  обозначены общерегиональные;

·  пакеты образовательных  программ  по  общефедеральным  образовательным  дисциплинам,  составленные на  основе  отличительных признаков и ограничительных требований к федеральной образовательной программе;

·  отличительные признаки и ограничительные требования  к  каждой  общерегиональной  образовательной  дисциплине,  если  таковые выделены в соответствующем регионе (могут, в частности, предлагаться образовательные программы общефедеральных образовательных дисциплин);

·  стратегические  установки на  развитие образованности граждан региона (определяемые в  региональных  программах  развития  образования). 

Общерегиональные образовательные программы целесообразно разрабатывать не в  единственном  варианте,  обязательном  к реализации во всех образовательных учреждениях региона. На наш  взгляд, имеет смысл  предлагать  педагогической  практике  ряд вариантов общерегиональных образовательных программ, каждый из  которых  удовлетворял  бы  образовательные  потребности определенных групп населения региона.

Вариативность  общерегиональных  образовательных  программ – важное условие реализации права на образование.  Его выполнение позволяет, с одной стороны, обеспечивать права  всех  граждан  на  образование,  а  с  другой – предоставлять  им возможность выбора варианта образовательных программ по своему усмотрению. Однако потребности граждан, вообще говоря,  невозможно  уложить  ни  в  какие  варианты  образовательных  программ.  Выбирая  один  из предъявляемых вариантов общерегиональной образовательной программы, каждый гражданин получает возможность  лишь  приблизительно удовлетворять свои потребности.

Индивидуально-синтезируемый уровень. С целью  создания условий  для  осуществления  каждым гражданином конституционно  декларируемых прав  в удовлетворении образовательных потребностей имеет смысл предоставить учащимся и  воспитуемым определенные возможности. Речь идет о том, что если ни один из вариантов общерегиональных  образовательных  программ не удовлетворяет учащегося в полной мере, то у него должно быть право на реализацию своего варианта образовательной  программы. С этой целью разрабатываются образовательные программы на индивидуально-синтезируемом уровне.

Характерные признаки индивидуально-синтезируемого уровня представления образовательных программ:

·  опора на  общерегиональные образовательные программы  как  на основание для составления вариантов образовательной программы; приемлемых для соответствующих учащихся

·  учет индивидуальных особенностей конкретного учащегося (или группы  учащихся,  согласившихся  на  сотрудничество  в  процессе образования по единой для них "оригинальной" программе);

·  опорна на личностные возможности и профессионально-педагогические качества конкретных работников образования, согласившихся курировать их предприятие (реализацию образования по собственной программе);

·  направленность образования на самообразование, регулируемое гражданами самостоятельно (посредством самоуправления);

·  корректируемость индивидуальных образовательных программ и средств  их  реализации  в  зависимости  от  результатов  развития образованности учащихся, их потребностей и способностей самоуправления.

Одной из  форм  организации  индивидуально синтезируемого  уровня  представления  образовательных  программ  может  быть индивидуальная учебно-самообразовательная программа, или программа развития образованности конкретного человека (либо группы людей, имеющих потребность в осуществлении совместного  образования).