Системное представление о государственных образовательных стандартах, страница 4

Целевой элемент образовательной программы на концептуально-целевом уровне ее представления  также  состоит  из  трех групп иерархически связанных целевых  установок.  В  группе  федерального  целевого  заказа (3)   отражаются  минимальные значения показателей образованности, которых необходимо  достичь  в  образовательных процессах, они приоритетны. Группа национально-регионального целевого заказа носит либо расширительный, либо  углубляющий,  либо,  может  быть, закрепляющий  характер.  В  нее  включаются  как  общие  для  всех  учащихся  значения  показателей  образованности,   так    и вариативно-рекомендательные. Дополнительные (вариативно-рекомендательные) целевые установки этой группы совсем  не  обязательно распространять на всех учащихся, на все типы и виды учебных заведений. Они дают возможность достигать  дополнительных  значений показателей образованности граждан  на  основе  дифференциации  условий  и  средств  образования  в  зависимости  от  задатков, способностей и склонностей каждого учащегося.

Приватный целевой заказ строится с учетом общих (относящихся к образованности  всех  граждан  на  соответствующем  ее уровне) требований федерального и национально-регионального компонентов.  Все  целевые  установки  приватного  целевого  заказа должны "вкладываться"  в  общефедеральные и в  общие  национально-региональные  целевые  установки.  По  отношению  к вариативно-рекомендательным установкам в рамках приватного целевого заказа можно определяться самостоятельно, например, заменяя их другими, не противоречащими общегосударственным. Однако при этом "свои" целевые  установки  необходимо  увязывать  со  всеми иерархически  приоритетными.  Важно,  чтобы   приватная    составляющая    целевого    заказа    дополняла федеральный и национально-региональный компоненты в зависимости от согласованных друг с другом личностных  и  общественных  потребностей.

  На  концептуально-целевом уровне представления образовательных программ оставлены в стороне характеристики содержания образования. Это сделано намеренно, так как в принципе один и тот же целевой заказ в одних и тех же концептуально обусловленных ограничениях может выполняться на основе использования разных подходов к характеристике содержания образования. Речь идет о том, что  образовательная  программа, исполненная на концептуально-целевом уровне  ее  представления,  не  детерминирует  (не  обусловливает  однозначно)  содержания образования.

Интегративно-содержательный уровень. Необходимость введения специальных характеристик, относящихся к описанию общих признаков содержания образования, требует соответствующего специального уровня представления    образовательных    программ,    который    мы    называем интегративно-содержательным. На этом уровне вычленяются  и характеризуются общие, присущие всем элементам, признаки содержания  образования.  Они  выводятся  из  нормативных  показателей образованности  граждан  и  нормативов  учебной  нагрузки,  отраженных  в  целевом  элементе  образовательной  программы    на концептуально-целевом уровне ее представления. Характеризуя образовательные программы на интегративно-содержательном уровне  их представления, необходимо четко определить наше толкование понятия  содержание образования, особенно в его функциональном аспекте.

Под содержанием образования мы понимаем специфическое образовательное средство,  функционально обеспечивающее реализацию требований к образованности в условиях гуманной учебной нагрузки через усвоение учащимися специальным  образом отобранного и организованного социального опыта человечества (11). Таким образом,  содержание  образования   должно способствовать развитию образованности учащихся, задавать нравственно-гуманистическую направленность в становлении их мировоззрения,  а  также исходить из принципа полезности в жизнедеятельности каждого гражданина. Достигается это через предъявление  учащимся разностороннего    социального    опыта    (научного,    исторического,        правового,        процессуально-деятельностного, организационно-управленческого и т.д.). Осваивая этот опыт  в  содержании  образования  и  соотнося  его  с  социально-полезной деятельностью, учащиеся приобретают специфические свойства, способности, характеризующие их образованность. Имея  в  виду этот аспект содержания образования, рассмотрим следующие его признаки.

Полезность отграничиваемого для предъявления учащимся содержания образования состоит в том, чтобы усвоение  учащимися отобранных элементов мировой культуры было нужно как самому человеку, так  и  государству,  региону  или  общественным  группам, заинтересованным в образованности своих граждан. Другим важным признаком содержания образования на интегративно-содержательном  уровне  представления  образовательных программ следует назвать информативность по отношению к учащимся. Содержание образования   информативно  в  той  мере,  в какой учащийся узнает нечто новое.  В информативности содержания  образования находит свое отражение объективированная доступность осваиваемых (или усваиваемых) соответствующих элементов социального  опыта для понимания и "принимания" их учащимися. Третьим признаком содержания образования можно назвать многоаспектность отражаемого в нем социального опыта. Среди  аспектов  социального  опыта,  отражаемого  в  содержании  образования, целесообразно выделить теоретический, опытно-экспериментальный,  прикладной,  профессионально-ориентированный, бытовой и т.д. Если в содержании образования представлены эти, а, возможно, и другие аспекты социального  опыта,  то  тем  самым создаются определенные условия для приобщения учащихся к соответствующим видам общественно полезного труда.