Системное представление о государственных образовательных стандартах, страница 5

Опираясь на выделенные  признаки  отграничиваемого  содержания  образования  на  интегративно-содержательном  уровне представления образовательных программ, следует определить основные виды содержания социального опыта, которое целесообразно (с позиции полезности, информативности и многоаспектности) предъявлять учащимся. Если на концептуально-целевом уровне представления образовательных программ выделяется определенная приоритетность тех или иных концептуальных положений, осуществляется систематизация целевых установок, то  на  интегративно-содержательном  уровне имеет смысл разделить устанавливаемый общий объем спроектированной учебной нагрузки на доли, отводимые для  освоения  учащимися  отобранных  видов содержания образования.  

Предметно-дифференцированный уровень. Уровень представления образовательных программ, на котором не только определены основные  направления  осваиваемого  содержания образования, но и введены обозначения образовательных предметов (областей),  осуществлено  их  нормативное  разделение, назовем предметно-дифференцированным.

На данном уровне осуществляется

·  разграничение  содержания  образования  на  относительно  самостоятельные  образовательные  единицы,  называемые образовательными областями (предметами);

·  установление нормативных требований к содержанию образования, включаемого в каждую образовательную область;

·  определение нормативных соотношений между различными образовательными областями;

·  выявление междисциплинарных взаимосвязей содержания образования как целостности;

·  разграничение функций между образовательными областями;

·  определение ведущих направлений и механизмов разворачивания  содержания  образования  в  дисциплинарном  и  междисциплинарном аспектах;

·  проектирование  фундаментальной  картины  представления  содержания  образования  на  каждый период,     нормативно устанавливаемый для присвоения учащимся образованности определенного уровня.

Одной из организационных форм выражения результата предметно-дифференцированного уровня представления образовательных программ может быть так называемая фундаментальная образовательная программа, включающая   базисный  учебный план,  а  также  стратегические  установки  (правила),  позволяющие  разворачивать  содержание  образования.    Фундаментальную образовательную программу целесообразно сопровождать пояснительной запиской,  в  которой формулируются   основные  элементы программы,  взаимосвязи  между  ними,  а  также  даются  установки  на  способы  ее  реализации.  Разработка    фундаментальной образовательной программы является прерогативой федерального органа управления образованием (относительно  программ  общего (среднего) образования граждан) и органов управления образованием каждого субъекта РФ (в пределах национально-регионального  компонента  государственного  образовательного  стандарта). В ней концентрируются содержательные, процессуальные и организационные аспекты реализации государственной политики  в  сфере  образования.  Поэтому  она  может  стать  своеобразным стержнем, позволяющим  сохранять  единое  образовательное  пространство  в  условиях  плюралистических  подходов  к  реализации образования в России.

Таким  образом,  на  предметно-дифференцированном  уровне  представления  образовательных  программ    осуществляется конкретизация образовательных областей, входящих в перечень общефедерального и регионального назначения. Однако конкретное выражение соответствующей части предмета образовательного взаимодействия учащихся  и  педагогических работников может быть различным, так как одни и те же требования к содержанию одного и того же предмета деятельности могут быть выражены различными содержательными средствами. Соответствующие содержательные средства на предметно-дифференцированном  уровне представления образовательных программ, вообще говоря, не  конкретизируется.  В  принципе  может  идти  речь  о  некоем  банке содержательных средств, выражающих один и тот же предмет образовательной деятельности, т.е. каждая образовательная область  содержательно может быть представлена многообразно. Поэтому  правомерно  говорить  о возможностях создания своеобразных банков образовательных средств, представляющих каждую образовательную область.

Уровень пакетно выраженного представления образовательной программы. Если  образовательные  средства  реализации  федеральных  и  (или) региональных образовательных программ определены  совершенно  четко,  то  есть смысл говорить  об  их  пакетировании, которое можно осуществлять  в  регионах  и  даже  в  образовательных  учреждениях.

Для уровня пакетно выраженного представления образовательных программ характерны:

·  ясно выраженная специфика региона, положенная в основание региональной части содержания образования;

·  общерегиональные проявления образовательной политики с ее стратегией;

·  содержательно выраженные особенности региона и общерегиональной политики в сфере образования;

·  банки образовательных средств выражения общерегионального содержания образования;

·  однозначная интерпретация общефедеральных и общерегиональных  образовательных  предметов  в  соответствии  с  уточненными  в регионах учебными планами;

·  разграничения функций региональных органов  управления  образованием  и  образовательных  учреждений  в  определении регионального компонента содержания образования;

·  рекомендации иерархически  соподчиненным  субъектам  управления  относительно способов  реализации  их  прав  в  отборе  содержания образования в рамках сохранения единого образовательного пространства.