ОМ как базовый институт «информационного общества». Интерпретация феномена ОМ в контексте социологических парадигм. Социальный генезис понятия «общественное мнение»., страница 8

В «Философии права» Гегель трактует общественное мнение как «всеобщее, субстанциальное и истинное», которое отражает «правильные тенденции действительности» и «связано в нем со своей противоположностью, со стоящим само по себе своеобразным и особенным мнением многих» [19, с. ].

Французский политолог, историк и государственный деятель A. де Токвиль (1805–1859) обратился к теме общественного мнения и общественного сознания, анализируя демократическую форму устройства государства. В своей работе «Демократия в Америке» он подчеркнул, что в такой стране как США есть только одна власть: большинство и его мнение [20, с. ].

Еще одна незаурядная личность в ряду исследователей общественного мнения – Джеймс Брайс (1838-1922), британский государственный деятель, юрист, писатель. Общественное мнение, писал он, превращает американских политиков в людей, которые “не больно утруждают себя выработкой идей и планов и уж тем более не спешат претворять их в жизнь, опасаясь обвинений в доктринерстве или в чрезмерной зауми, что в Америке считается более тяжким грехом, чем в Англии”[21, с. ].

Исследования общественного мнения в СССР приобрели достаточно самостоятельную тематическую направленность в 60-е – 80-е годы. Заметную роль сыграл Институт общественного мнения, созданный при редакции газеты «Комсомольская правда». За несколько лет своего существования он провел ряд широкомасштабных социологических опросов, имевших большой общественный резонанс. Результаты работы института дали важный материал для дальнейшего развития теории общественного мнения, новых научных обобщений и выводов. В это же время активно работали такие социологи, как А.К. Уледов, Б.А. Грушин, В.С. Коробейников, М.К. Горшков, В.Д. Войнова, В.Б. Житенев, Р.А. Сафаров, А.А. Возьмитель, Н.П. Попов, Б.М. Фирсов, Б.З. Докторов, В.Г. Бритвин, Г.Д. Токарский, Ерунов Б.А., Падерин В.К., Величко А.Н., Шереги Ф.Э., Пронин Е.И., а также многие другие. Стали выходить в свет переводы трудов зарубежных социологов, посвященных теме общественного мнения, например, работы Д. Ганчева [11].

В литературе этого периода можно встретить определения общественного мнения как массовидного явления групповой психологии, психологического состояния масс, как социально-психологического коммуникативного явления. [22, с. ]

Другая группа определений общественного мнения наделяет его исключительно нравственной природой и моральными функциями. Так, Д.А. Потапейко определяет общественное мнение как «особого рода моральное надстроечное учреждение»[23, с. 12]; Д.И. Чесноков писал, что общественное мнение – это «более или менее организованная коллективная оценка поступков людей, их нравов, мыслей, чувств, обычаев, привычек, признание одних из них и осуждение других».[24, с. 194].

В дальнейшем была осознана неправомерность выведения специфики общественного мнения исключительно из какой-либо одной сферы или формы общественного сознания. При этом на первый план выдвигались такие понятия, как «отношение», «оценочное суждение», «состояние сознания». Так, Р.А. Сафаров пишет: «Общественное мнение – это отличающееся относительной распространенностью, интенсивностью и стабильностью оценочное отношение социальных общностей к вопросам, представляющим для них интерес, и выраженное в их суждениях или действиях». [25, с. 54] Ряд авторов стремились выразить сущность общественного мнения через его принадлежность к общественному или массовому сознанию и затем уточнить его характеристики. «Общественное мнение, – отмечает Б.А. Грушин, – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности» [26, с. 112] В.С. Коробейников приходит к выводу, что общественное мнение «представляет собой такое проявление общественного сознания (в виде суждений или актов поведения), в котором отражается оценка социальными группами, народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес» [27, с. 34]. С.Ф. Хитрова выводит сущность общественного через «конкретное состояние общественного сознания» [28, с. ], а В.Б. Житенев через «оценочное состояние массового сознания» [29, с. 46].