ОМ как базовый институт «информационного общества». Интерпретация феномена ОМ в контексте социологических парадигм. Социальный генезис понятия «общественное мнение»., страница 6

Переворот в экономических и социальных условиях жизни общества, начавшийся в Западной Европе примерно в середине нашего тысячелетия, вызвал демографическую революцию. Дальнейший рост населения ознаменовался увеличением числа городов и поселений. К 1500 году, по сравнению с началом тысячелетия, население земли выросло вдвое, достигнув 450 млн. человек. Следствием этого стало активное освоение территорий, а общественное мнение приобрело новый характер.

В средневековье и новое время совершенствуются методы познания социальной действительности, включая духовные процессы и общественное мнение. Среди них значительная роль принадлежит индукции Ф. Бэкона, символической логике Лейбница, дуалистическому подходу Декарта и др. В познании общественного мнения все больший упор делается на естественнонаучные подходы и принципы. На социальный мир набрасывается сетка естествознания. Каждое явление, процесс рассматривается все более дифференцированно. В данный период времени на вооружении ученых появилась масса новых методов теоретического познания. Среди них гипотетико-дедуктивный, генетический, исследование причинных связей, метод сопутствующих изменений и др. Все эти методы так или иначе использовались учеными, обращавшими внимание на познание сущности общественного мнения.

Рубеж XVIII века отмечен довольно активными эмпирическими исследованиями общественного мнения. Так, в 1768 году Российский Сенат, встревоженный резким ростом цен по всей стране, разослал во все уезды секретный опросный лист из четырнадцати вопросов о причине дороговизны хлеба [10, С. 28]. Подобные анкетные опросы по самым разным аспектам общественной жизни, использовались во многих странах. Вместе с тем в ряде стран были свои отличительные особенности. К примеру, в Германии в отличие от Англии, предпочитали пользоваться не числами, а различными понятийными системами.

“Восемнадцатый век,– как отмечал Ф. Энгельс, – собрал воедино результаты прошлой истории, которые до того выступали лишь разрозненно и в форме случайности, и показал их необходимость и внутреннее сцепление”[11]. Из разрозненных представлений об отдельных явлениях природы и общества формируются научные теории. Вместе с тем, общественное мнение на протяжении всего средневековья и нового времени изучается по-прежнему сквозь призму разных подходов разрозненно и фрагментарно. Отождествление его с верой находим у П. Абеляра, Т. Гоббса, Д. Юма [7]. Неистинным знанием мнение считают И. Кант, Г. Фихте, Г. Гегель [9]. Как вид знания оно рассматривается Д. Анахтом, Дж. Локком и др. [10].

Наряду с учеными, отдающими приоритет в познании общественного мнения рациональным способам, ряд исследователей заявили, что подобный анализ должен осуществляться в рамках психологии. В работах Г. Тарда, Г. Лебона, В. Бауэра, Ф. Тенниса, У. Мак-Дуголла, Ч. Кули, У. Липмана и др. общественное мнение выступает как явление общественной психологии. Г. Лебон полагал, что толпа имеет только “внушенные мнения и никогда их не составляет путем рассуждений” [12]. Г. Тард общественное мнение связывал с традициями, считал его носителем публику [13].

Современные подходы к изучению общественного мнения во многом продолжают традиции, сложившиеся в предшествующие эпохи. У большинства ученых отсутствует единая точка зрения в определении сущности общественного мнения. В XX веке представители разных наук – философии, социологии, социальной психологии, публицистики – проявляют повышенный интерес к проблемам общественного мнения. Это не значит, что последние получили в их работах свое окончательное решение. Скорее наоборот. Американский социолог М. Оугли, например, заявлял, что в понимании общественного мнения на Западе царит полный хаос. Везде «на дюжину исследователей, занятых дискуссией по вопросу об общественном мнении, найдется двенадцать человек, спорящих шумно о двенадцати различных вопросах»[14].

В целом, история зарождения, становления и институционализации общественного мнения как социального феномена показывает, что он был вызван к жизни потребностью людей регулировать отношения, складывающиеся между ними. Анализ опыта исследователей общественного мнения позволяет выделить следующие особенности и тенденции его развития: