ОМ как базовый институт «информационного общества». Интерпретация феномена ОМ в контексте социологических парадигм. Социальный генезис понятия «общественное мнение»., страница 4

История человечества может быть представлена как поэтапная смена образов жизни. На заре человечества в общинах, объединенных в тотемические роды, сфера функционирования общественного мнения была сжата в пространстве, но “безгранична” во времени. Общественное мнение было всесильно. Его главной функцией выступала регулятивная. Сознание, вплетенное в акт практического действия, не расчленяло предмет и объект общественного мнения. Незначительная трансформация общественного мнения зачастую превращало его в обычаи, традиции, нормы поведения многочисленных поколений. Постепенно спектр функций общественного мнения расширялся. К регулятивной функции добавились контрольная, оценочная, воспитательная, познавательная, директивная, защитная и др. [8].

Существенные изменения в функционировании общественного мнения внесло появление товарно-денежных отношений. Став мерилом всякой стоимости, они превратили все установленные общественные отношения в отношения купли и продажи. Существовавшие с незапамятных времен обычаи исчезли за несколько поколений. Кардинально изменилась и роль мнения в жизни общества. На смену патриархальному, самодовлеющему мнению пришло вероятностное, многовариантное.

Начало изучению общественного мнения положили простое наблюдение, а затем размышления над различными вариациями проявлений общественного духа. Об этом свидетельствуют индийские Веды, конфуцианство, повествования Гомера [9, С. 12]. К этому времени Алкмеоном (VI в. до н.э.) уже было высказано предположение о локализации мыслей в мозгу, а Гиппократом (V в. до н.э.) положено начало учению о темпераментах [9, С. 12]. В эпоху эллинизма греческая наука, в отличие от наук ранних цивилизаций, стала более рациональной и абстрактной. Она породила формы аргументации в изучении общественного мнения, основанные на общих принципах, а не примерах, взятых из обыденной жизни.

Античный период характеризуется довольно высоким уровнем производства, дальнейшим накоплением и концентрацией орудий труда, а также рабочей силы. Достижения культуры и искусства того времени ассоциируются с именами Гомера, Гесиода, Горация, Геродота, Фукидида, Фидия и др. [9, С. 15] Значительное приращение научных знаний было получено Эвклидом, Архимедом, Пифагором, Гиппархом, целой плеядой великих философов [9, С. 16]. Все это, несомненно, сказалось на формировании методов познания общественного мнения, которые получили свое развитие благодаря включенности в более общие проблемы освоения социальной действительности.

К этому времени на земле уже проживало около 200 млн. человек. Большую его часть составляло сельское население, более склонное к сохранению старых мнений и предрассудков. Наряду с этим, значительная часть людей жили в городе. Город с завидным упрямством стремился модернизировать прежние мнения, либо даже разрушить. Общественное мнение играло значительную роль в жизни общества. По свидетельствам историков ему были вынуждены уступать многие государственные деятели (Перикл, Помпей, Цезарь, Сулла и др.) [7, С. 25]

Исходным принципом познания мнения в древности стало «архе» (греч. arche - начало). Мыслители того времени в поиске первоосновы всего видели главный путь понимания окружающего мира. Одним она виделась чем-то чувственно данным, другим – идеальным (атомы Демокрита, числа Пифагора) [10, С. 33].

Существенным шагом на пути к пониманию общественного мнения явилось обобщение отдельных мнений путем их сравнений и классификаций. Основополагающими принципами в этом стали идеи Гераклита Эфесского и Зенона Элейского о всеобщем движении, разделении единого на части, противоречивости процесса познания [10, С. 10]. В этот период времени в распоряжении мыслителей уже были дедуктивные и аксиоматические методы исследования, апробированные в знаменитых “Началах” Евклида.