Инвариантный и вариативный компоненты. Мотивация физкультурных или спортивных занятий. Разносторонняя физическая подготовленность

Страницы работы

69 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Проект

ПРОГРАММА

12-летней общеобразовательной школы

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ

V-X классы

Минск-2007

Проект программы разработан в Национальном институте образования авторским коллективом в составе: В. Н. Кряж (общая редакция), З. С. Кряж, Е.К. Кулинкович, В.С. Овчаров, А.А. Зданевич, А.Д. Канищев, Д.М. Нелипович.

© В. Н. Кряж, З. С. Кряж, Е.К. Кулинкович, В.С. Овчаров, А.А. Зданевич, А.Д. Канищев, Д.М. Нелипович, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общая характеристика учебного предмета. В системе учебных предметов II ступени общего среднего образования учебный предмет «Физическая культура и здоровье» предназначен для общего физкультурного образования. Результатами его освоения являются также разностороннее гармоничное физическое, интеллектуальное и духовное развитие, оздоровление учащихся средствами физической культуры. При профильной дифференциации учебного предмета достигаются профессиональное самоопределение и допрофессиональная подготовка учащихся.

В V-VII классах учебный предмет изучается на базовом уровне. В VIII-X классах — на базовом, повышенном и углубленном уровнях.

Содержание учебного предмета на базовом уровне рассчитано на базовый уровень общего физкультурного образования. Оно осваивается учащимися в объеме трех уроков в неделю по 45 минут каждый.

Содержание учебного предмета на повышенном и (или) углубленном уровнях разрабатывается школой на основе одного из видов спорта для подготовки к профессиям, для которых результаты его изучения являются стороной профессиональной деятельности или оказывают существенное влияние на ее эффективность. Результаты изучения учебного предмета являются стороной профессиональной деятельности для будущих учителей физической культуры, тренеров по видам спорта, методистов физической культуры. Существенное влияние на эффективность профессиональной деятельности результаты изучения учебного предмета оказывают в сферах национальной обороны, безопасности жизнедеятельности, правозащиты и других, отличающихся спецификой, учитываемой в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье».

Содержание учебного предмета, изучаемого на повышенном уровне, осваивается учащимися в объеме четырех уроков в неделю по 45 минут каждый, на углубленном уровне — в объеме пяти или шести уроков в неделю по 45 минут каждый.

В содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» для V-X классов включены инвариантный и вариативный компоненты.

Инвариантный компонент представляет собой ядро содержания учебного предмета «Физическая культура и здоровье», обязательное для освоения всеми учащимися, с учетом ограничений, обусловленных состоянием здоровья, независимо от уровня изучения и профильной дифференциации учебного предмета. Инвариантный компонент включает разделы «Знания» и «Основы видов спорта». Они содержат минимальный объем учебного материала, необходимый для общекультурного, духовного и физического развития, оздоровления, нравственного совершенствования учащихся, формирования здорового физически активного образа жизни, развлечения и отдыха с помощью средств физической культуры.

Раздел «Знания» включает теоретический материал, необходимый для использования средств физической культуры с целью оздоровления, формирования здорового физически активного образа жизни, развлечения и активного отдыха. Он изучается на теоретических и методических уроках. В течение учебного года в V-VIII классах должно быть запланировано не менее четырех теоретических и четырех методических уроков. В IX-Х классах - не менее пяти теоретических и пяти методических уроков.

Раздел «Основы видов спорта» включает практический и необходимый для его освоения теоретический учебный материал. Практический учебный материал включает подлежащие освоению и последующему применению с целью воспитания двигательных (координационных и кондиционных) способностей двигательные умения, навыки, способы деятельности. Теоретический учебный материал раздела «Основы видов спорта» осваивается на практических учебных занятиях одновременно с освоением умений, навыки, способов деятельности и использованием их с целью воспитания двигательных способностей. Освоение в полном объеме теоретического учебного материала и, с учетом состояния здоровья, практического учебного материала инвариантного компонента, является обязательным для всех учащихся, независимо от профильной дифференциации и уровня изучения учебного предмета.

Инвариантный компонент учебного предмета, изучаемого на повышенном и углубленном уровнях, включает содержание образования базового уровня изучения учебного предмета «Физическая культура и здоровье» с расширением и углублением его содержания. Изменение структуры учебного предмета, усложнение его содержания и увеличение объема на повышенном и углубленном уровнях изучения достигается за счет расширения и усложнения вариативного компонента.

Вариативный компонент. Разрабатывается учителем физической культуры с учетом образовательных потребностей учащихся, требований к профильной дифференциации учебного предмета и возможностей общеобразовательной школы. Основу содержания вариативного компонента, как правило, составляет один из видов спорта.

Как часть системы образования и сторона физической культуры учебный предмет «Физическая культура и здоровье» имеет общеинтеллектуальное, культурологическое, воспитательное и прикладное значение. Освоение его содержания на базовом уровне с учетом ограничений, обусловленных состоянием здоровья, является обязательным для всех учащихся. Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), занимаются отдельно от уроков физической культуры. Занятия с ними проводятся в специально организованных группах

Похожие материалы

Информация о работе