Особенности физического состояния учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, расположенных на территориях радиоактивного заражения, страница 4

Для решения поставленной задачи – изучить функциональное состояние и физического развития лиц, проживающих в условиях радиационного загрязнения на уровне 1-5 Ки/км2, очень важно сравнить различные параметры с показателями экспертных оценок, а также с данными полученными на материале школьников из «чистых» регионов страны и гор. Минска.

Особенности функционального состояния организма школьников

На данном этапе исследования сделана попытка изучить наиболее характерные показатели функционального состояния, физического развития организма учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, проживающих в условиях радиоактивного загрязнения окружающей среды на уровне 1-5 Ки/км2. Сравнить полученные результаты с показателями их сверстников, проживающих на «чистых» территориях. Для этого использованы наши данные на материале школьников, отнесенных по состоянию здоровья к основной медицинской группе (ОМГ), проживающих на территории Республики Беларусь и школьниками соответствующих возрастно-половых групп гор. Минска, а также − ряда авторов на материале российских и украинских школьников. Сравнительный анализ позволяет выявить уровень возможных отклонений жизненно важных систем организма у лиц, проживающих в специфических условиях окружающей среды.

Частота сердечных сокращений (ЧСС)

ЧСС зависит от уровня тренированности организма. У взрослых  нетренированных мужчин ЧСС колеблется в пределах 70-75 уд/мин, у женщин этот показатель на 5-8 ударов выше. У физически тренированных людей ЧСС значительно реже − 60 уд/мин, а у тренированных спортсменов − 40-50 уд/мин и менее, что указывает на экономичную работу сердца [25].

Следует учитывать, что ЧССзависит от положения тела. Самый редкий пульс наблюдается у человека, находящегося в положении лежа; в положении сидя пульс чаще на 4 – 6 уд/мин (в среднем примерно 6 – 7%), а в положении стоя – на 10 и более ударов (в среднем примерно 18%).

Поэтому, осуществляя сравнительный анализ статистических данных с экспериментальными оценками, нужно уточнять в каком положении тела производилось измерение ЧСС. В нашем исследовании представлены показатели в положении сидя.

В известных нам работах авторы приводят данные ЧСС без указания пола испытуемых и положения тела во время измерения пульса.

Данные А.Ф. Синякова[17] и И.Н. Усова [27] со ссылкой на Н.А. Шалкова приведены в таблице 1.

И.Н. Усов [27] выявил среднюю величину ЧСС у лиц в возрасте  6 - 8 лет на уровне 98 уд/мин; 8 - 10 лет - 88 уд/мин; 10-12 лет - 80уд/мин. Снижение этого показателя соответственно перечисленному возрасту до 78, 68, 60 уд/мин рассматривается как брадикардия. К тахикардии (повышенная ЧСС) относятся показатели на уровне, соответственно, 118, 108 и 100уд/мин. Сравнительная характеристика данных перечисленных авторов с учетом стандартных отклонений согласуется со статистическими оценками  нашей выборки.

Сравнивая показатели школьников начальных классов основной медицинской группы (ОМГ) из РБ с экспертными оценками, выясняется, что у них ЧСС ниже относительно данных И.А. Киени и совпадают с данными И.Н. Усова. У мальчиков и девочек 1-х классов ЭГ ритм сердца значительно ниже, что свидетельствует о преобладании напряжения парасимпатической («тормозной») нервной системы. Только к 12-ти годам у школьников ЭГ показатели ЧСС приближаются к экспертным оценкам.

Ритм сердца в ЭГ относительно школьников гор. Минска достоверно ниже у девочек в 1-х, 4-х, 9-х классах при р=0,999, в 6-х и 8-х классах – р=0,99, в 7-х классах – р=0,95. У мальчиков – в 4-5-х классах ритм достоверно ниже при р=0,999, 9-10-х классах р=0,98, в 1-х классах р=0,95.