Особенности физического состояния учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования, расположенных на территориях радиоактивного заражения

Страницы работы

Содержание работы

Особенности физического состояния  учащихся учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования,  расположенных на территориях радиоактивного заражения от1-5 Ки/км2

В отчетном периоде стояла задача выявить функциональное состояние и физическое развитие школьников, проживающих на территориях загрязнения окружающей среды радиоактивными элементами на уровне 1-5 Ки/км2, выявить возможные различия между ними и детьми, проживающими за пределами чернобыльской зоны.

Приступая к разработке программы исследования, мы руководствовались следующими суждениями. Претендуя на улучшение состояния здоровья школьников средствами физического воспитания, нам необходима информация о соматических признаках организма, обеспечивающих двигательную деятельность испытуемых. Управляющие воздействия педагога могут быть обоснованными лишь при наличии обратной связи по составляющим основу учебного процесса, куда составной частью входят показатели функционального состояния, физического развития каждого ученика.

Для решения этой проблемы приемлемым вариантом можно было бы считать тесное сотрудничество врача и педагога. На практике здравоохранение республики по своему предназначению и сложившейся традиции занимается лечением и наблюдением за больными людьми, а ограниченное количество врачебно-физкультурных диспансеров не могут обеспечить квалифицированным медицинским обследованием всех занимающихся массовой физической культурой. При существующем состоянии дел в медицине  она может решить не более 10 – 20% проблем, связанных с оздоровлением населения. Одним из оправданных путей укрепления здоровья школьников является разработка двух самостоятельных систем контроля: системы медико-педагогического контроля силами лиц, ответственных за методическое обеспечение учебного процесса, самоконтроля и системы медицинских исследований в условиях поликлиники.

Первую систему медико-педагогического контроля следует рассматривать как профилактическое обследование учеников, и оно должно состоять, как минимум, из двух частей. Одна направлена на выявление временных отклонений от должных величин отдельных показателей функционального состояния, физического развития, физической подготовленности силами учителей и медицинских сестер, закрепленными за школами. Знания о влиянии физических нагрузок различной педагогической направленности (сила, быстрота, выносливость) на отдельные параметры функционального состояния и физического развития позволяют вносить коррекцию в учебный процесс, добивать укрепления здоровья.

Вторая – при выявлении стойких отклонений от нормы необходима организация диспансерной помощи, медицинского обслуживания выявленных лиц, налаживание профилактических или лечебных воздействий с целью ликвидации или ослабления имеющихся отклонений [1].Как в одном, так и в другом случае состояние занимающихся может быть улучшено средствами физической культуры [2, 3], развитием и совершенствованием адаптационно-приспособительных механизмов [4],  путем обучения, тренировки сердечно-сосудистой системы [5, 6].

Другими словами, профилактическое обследование школьников позволяет под руководством педагога обеспечить регулярный контроль над состоянием наиболее важных физиологических функций организма, показателей физического развития и подготовленности, а вторая предназначена для детальных исследований выявленных стойких отклонений от нормы в состоянии здоровья учащихся в условиях поликлиники узкими специалистами – медиками.

В число основных методов исследования вошли: анализ и обобщение литературных данных, педагогические наблюдения, педагогическое  тестирование и функциональные пробы. Количественные показатели всех экспериментальных данных подвергались обработке методом математической статистики  [7, 8, 9, 10, 11].

Принятый нами за основу комплексный подход к изучению возрастных аспектов проблемы адаптации организма к условиям окружающей среды предопределил выбор методических приемов, которые позволили в естественных условиях оценить функции ряда ведущих физиологических систем учащейся молодежи: сердечной и дыхательной систем, механизмов регуляции кровообращения и ряд производных от их значений.

Из литературных данных хорошо известно, что роль системы кровообращения в самых разнообразных реакциях сложно организованных и самоорганизованных биологических систем очень велика. Система кровообращения обеспечивает снабжение органов и тканей кислородом и питательными веществами, а также выведением продуктов обмена. Широкий диапазон приспособительных реакций кровообращения к изменяющимся условиям внешней среды обеспечивается совершенной и гибкой регуляцией со стороны  центральной и вегетативной нервных систем, а также гуморальных механизмов. Тесная связь кровообращения с другими функциями организма обуславливает возможность исследования реакций сердца и сосудов не как локальных, а как существенного компонента общих ответов организма [12, 13, 14]. Доказано, что именно сердечно-сосудистая система быстро и адекватно реагирует на малейшие изменения окружающей среды, активности выполняемой работы, меняется под влиянием психо-эмоциональных нагрузок и других факторов.

Похожие материалы

Информация о работе